В конце прошлой недели глава Минпромэнерго Виктор Христенко впервые признался: все шельфовые проекты по добыче нефти и газа будут разделены между "Газпромом" и "Роснефтью". Какая из госкомпаний получит больше проектов, пока неизвестно. Зато известно, что они смогут самостоятельно выбирать себе зарубежных партнеров.
Континентальный шельф - морское дно и его недра в территориальных водах и за их пределами, на которые распространяются права прибрежного государства. Российский континентальный шельф, как и российская земля, богат полезными ископаемыми и почти так же как Россия огромен - он занимает пятую часть шельфа мирового океана.
Вот только начать разработку морских месторождений россиянам долгое время не получалось, ведь для этого нужна не просто специальная морская техника, но техника, которая бы могла работать в сложнейших условиях Северного Ледовитого океана.
В последние годы ситуация изменилась: планы Минпромэнерго по освоению шельфа можно назвать крайне амбициозными. Предполагается, что к 2010 году на шельфе будет добываться 10 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа, а к 2020 году - в девять-десять раз больше. При этом все доказанные и извлекаемые ресурсы шельфа составляют 100 миллиардов тонн условного топлива. Для того, чтобы привлечь компании к разработке шельфа, правительство готово освободить их от налога на добычу полезных ископаемых. Так уже было сделано в Восточной Сибири - с 1 января 2007 года компании получили возможность на 10 лет уйти на "налоговые каникулы". От этой меры бюджет 2007 года потеряет 21 миллиард рублей, а бюджет 2008-го - 29 миллиардов рублей.
Отдавать любые крупные месторождения на территории России иностранцам в последние годы не принято. Даже те проекты, которые они сумели застолбить за собой в середине 1990-х, постепенно переходят под контроль госкомпаний. Самый яркий пример - "Сахалин-2", где "Газпром" в конце 2006 года выкупил контрольный пакет у Royal Dutch Shell и японских Mitsui и Mitsubishi.
Но получить шельфовый проект - мало, нужно еще обеспечить эффективную производительность. Тут у российских компаний могут возникнуть очевидные сложности, поскольку у них нет опыта такой работы в отличие, например, от норвежских компаний, которые добывают нефть в условиях Северного моря не одно десятилетие. Поэтому логично было бы предположить, что чиновники пожертвуют частью прибылей госкомпаний и поделятся шельфовыми проектами с иностранцами.
О том, что правительство решило действовать вопреки данному утверждению, стало понятно в октябре 2006 года, когда "Газпром" отказался делить крупнейшее Штокмановское месторождение в Баренцевом море с норвежскими Statoil и Norsk Hydro, а также американскими ConocoPhillips и ChevronTexaco. Российская монополия заявила, что у нее достаточно ресурсов для освоения месторождения самостоятельно и предложила иностранцам на Штокмане быть подрядчиками, а не совладельцами.
Это решение зарубежные компании мало обрадовало: при такой системе на них ложились бы основные риски, а прибыли были бы минимальными. Возможно поэтому уже в декабре Владимир Путин заявил, что иностранцы могут рассчитывать на вхождение в проект, лишь бы их предложения были бы действительно интересными.
Параллельно истории со Штокманом развивалась и другой интересный сюжет: чиновники решали, как быть с остальными проектами на шельфе. Часть размышлений "государственных мужей" просочилась в прессу. В частности, в декабре стало известно, что на заседании Совета безопасности запланировали создание единой компании-гиганта на базе "Роснефти", "Газпрома" и "Зарубежнефти", которая занималась бы исключительно разработками на шельфе.
Уже к январю от этого плана, видимо, решили отказаться. Сразу после новогодних праздников на совещании в Кремле президент, министры и главы госкомпаний снова обдумывали, как бы поделить шельфовые месторождения таким образом, чтобы они не достались иностранцам. По данным анонимного источника газеты "Ведомости", план раздела предполагал выдавать лицензии на разработку шельфа только двум компаниям - "Роснефти" и "Газпрому".
Официально это подтвердилось только в начале июня. Любопытно, что глава Минпромэнерго Виктор Христенко не захотел объявлять названия концернов, получивших права на шельфовые проекты. "Вы лучше меня знаете эти две госкомпании", - объяснил министр.
Он также поведал и другую интересную деталь: при разработке шельфа "Газпром" и "Роснефть" смогут самостоятельно искать зарубежных инвесторов и выбирать способ работы с ними. Иными словами, если они сочтут нужным отдать часть проекта иностранцам, они смогут это сделать без согласования с профильными ведомствами. Это означает, что часть госфункций перейдет к "Роснефти" и "Газпрому", который, кстати, и был основан на базе министерства газовой промышленности СССР.
Какая из госкомпаний получит самые перспективные проекты, пока неясно. По данным издания "Коммерсант", "Роснефть" и "Газпром" уже подготовили свои заявки. Их содержание официально не комментируется. Но, по данным газеты, интересы госкомпаний отчасти пересекаются - в частности, они обе хотели бы получить нераспределенные участки проекта "Сахалин-3".
Несмотря на спорные вопросы, вряд ли можно предположить, что отношения между госкомпаниями серьезно ухудшатся. Примером того, как "Роснефть" и "Газпром" выступают на аукционах, может служить распродажа активов "ЮКОСа", в ходе которой госкомпании ни разу не соперничали друг с другом. "Роснефть" получила нефтяные мощности "ЮКОСа", а "Газпром" - газовые. Обе госкомпании остались довольны.
Еще один интересный вопрос заключается в том, какие из зарубежных компаний могут стать партнерами "Газпрома" и "Роснефти". Для того, чтобы перенять опыт, надо привлечь компании, уже работающие на шельфе. Но после того, как норвежцев и американцев не пустили на Штокман, они наверняка станут осторожнее. Зато инвестиции готовы предоставить китайские компании, причем, по данным источника "РБК Daily", компания CNPC уже получила от российских властей разрешение на разработку арктического шельфа. Китайцы должны будут поставлять на шельф необходимое оборудование и инвестиции. Впрочем, даже при вхождении в какие-то проекты CNPC вряд ли получит их значительную часть.
Передача "Газпрому" и "Роснефти" шельфовых проектов поможет госкомпаниям решить амбициозные задачи по росту капитализации. Напомним, что по этому показателю газовая монополия планирует в ближайшие десятилетия стать крупнейшей энергетической компанией мира. "Роснефть" о подобных планах не объявляла. Но аппетит, как известно, приходит во время еды - благодаря скупке активов "ЮКОСа" небольшая нефтяная компания уже стала крупнейшей в России. С получением шельфовых проектов "Роснефть" сможет поставить перед собой и более глобальные цели.