Вечером в пятницу, 31 мая, голландский телеканал BNN показал реалити-шоу "Большой донор" (De grote Donor Show), в котором 37-летняя смертельно больная Лиза, должна была решить, кому из трех кандидатов, нуждающихся в пересадке органов, она отдаст свою почку. Определиться с выбором ей помогали телезрители, которые голосовали за "понравившегося" кандидата, присылая SMS-сообщения. Когда настал решающий момент и Лиза должна была сообщить имя того, кому достанется почка, ведущий объявил, что почку не получит никто, потому что вся программа - розыгрыш, предпринятый с целью привлечь внимание общественности к непростой ситуации в области трансплантации органов.
Лиза оказалась актрисой, настоящими были лишь "соискатели": две женщины и молодой человек. Однако они также заранее знали о готовящемся розыгрыше и согласились в нем участвовать из наилучших побуждений в надежде, что программа привлечет внимание к тысячам таких как они, годами стоящими в очереди на пересадку. Как заявила на пресс-конференции, состоявшейся сразу после шоу, одна из участниц: "Разумеется, все это было шуткой, но с весьма серьезным подтекстом".
Можно сказать, что шутка удалась. Шоу посмотрели 1,2 миллиона зрителей. В программу позвонили 12 тысяч человек, заявившие о своем намерении стать донором. Наконец, шутка как нельзя лучше разрешила крайне напряженную ситуацию, сложившуюся в обществе вокруг вопроса об уместности такого шоу как с моральной, так и с медицинской точек зрения. Ведь до последнего момента все были уверены, что почка действительно в прямом эфире уйдет одному из соискателей в обход всех очередей и всех установленных законом и медицинской практикой норм.
За кулисами шоу
О своем намерении показать "Большого донора" руководство BNN заявило за неделю до эфира. Как сообщалось на самом сайте телеканала: "Мы устали от слов, пора действовать". Непосредственным создателем "Большого донора" стала голландская компания Endemol Entertainment, национальный "пионер" в области реалити-шоу. Ранее Endemol Entertainment участвовала в создании голландских версий "Большого брата", "Фактора страха", реалити-шоу о поиске донора спермы для искусственного оплодотворения, а также помогала в прямом эфире некому молодому человеку в его афере жениться на 10 женщинах.
В какой-то мере идея создания "Большого донора" обусловлена историей самого телеканала BNN. Он был основан в 1998 году Бартом де Графом (Bart de Graaf), который с детства страдал болезнью почек и стоял в очереди на трансплантацию. В 1996 году ему была сделана пересадка почки, однако в 2002 году он умер. Телеканал BNN известен своим нестандартным походом к освещению некоторых сюжетов. К примеру, в 2006 году он показал цикл передач и жизни молодых людей и девушек, страдающих неизлечимыми болезнями.
"Большой донор", должен был стать своего рода вызовом устоявшейся практике, когда нуждающиеся в пересадке органов люди умирают, так и не дождавшись операции. Как заявил нынешний директор BNN Лоренс Диллих (Laurens Dillich), шансы каждого участника "Большого Донора" получить почку для пересадки составляли 33,3 процента, что "значительно выше шансов тех, кто ждет своей очереди". При этом на самом телеканале вовсю шел "кастинг" кандидатов на почку. Как пишет die Welt, актриса изображающая больную раком 37-летнюю Лизу, сама выбрала троих из 25 явившихся на телеканал соискателей.
Политики и мораль
Однако планы телекомпании вызвали протесты как со стороны организаций, объединяющих нуждающихся в пересадке органов, так и среди некоторых нидерландских политиков. В национальном Фонде трансплантологии заявили, что шоу фактически "откроет путь к торговле органами". Консервативные партии, такие как христианские демократы, назвали шоу "неэтичным и аморальным". При этом отмечалось, что каждый из троих претендентов на почку неизлечимо болен, и для двоих проигрыш будет означать смертный приговор, который вынесут сами же телезрители.
Министр здравоохранения Нидерландов Аб Клинк (Ab Klink) и министр культуры и массовых коммуникаций Рональд Пластерк (Ronald Plasterk) подвергли критике "Большого Донора" за неприемлемый в данном случае "дух соревнования", назвав концепцию шоу "этически сомнительной". Однако они отказались запретить его, как того требовали некоторые депутаты парламента. Пластерк отметил, что это означало бы введение цензуры, что неприемлемо, и переложил всю ответственность на создателей передачи.
Со своей стороны, представители левых партий отнеслись к "Большому донору" скорее положительно, высказав разве что пожелание, чтобы передача была "более конструктивной", иными словами, что бы в ней было меньше элементов собственно шоу. Глава фракции "Зеленых" в парламенте Фемке Халсем (Femke Halsem) упрекнула министра Пластерка за то, что он заранее назвал шоу аморальным, даже его не посмотрев, а представитель левых либералов Борис Ван дер Хам (Boris van der Ham) высказал убеждение, что "BNN или любой другой телеканал имеют полное право быть циничными и ироничными, главное - они дают толчок крайне необходимой дискуссии".
Протест врачей
Куда более жесткую позицию в отношении "Большого донора" заняли те, кто имеет самое непосредственное отношение к трансплантации - нидерландские врачи. Национальное объединение врачей Нидерландов (KNMG) в пятницу, 1 июня, выступило с официальным заявлением, дистанцировавшись от шоу. "Страдания людей ни при каких условиях не должны становиться сюжетом развлекательной передачи", - говорится в заявлении. Представители KNMG также отметили, что вопрос о том, кого и когда оперировать, должны решать врачи, а не продюсеры телеканала BNN.
Наконец, представители Национального фонда Нидерландов по трансплантации заявили, что ни одна из клиник фонда не будет проводить операцию по пересадке почки 37-летней женщины, участвующей в "Большом доноре". В принципе, уже после этого шага проведение шоу стало бессмысленным. Главной анонсированной цели "Большого донора" - помочь в пересадке почки - все равно достичь бы не удалось. Однако осталась еще и другая цель, общая для всех шоу - развлечь зрителей, которая, как это ни парадоксально, стала теперь главной.
Реакция в ЕС
Дискуссия об уместности проведения "Большого Донора" между тем вышла за границы Нидерландов. С одной стороны, это сделало шоу бесплатную рекламу, но с другой серьезно ему навредило, так как в подавляющем большинстве оценки были негативными. Кроме того, приняв международный размах, спор отчасти способствовал прояснению вопросов трансплантации и показал иллюзорность и авантюрность намерений организаторов шоу.
Резко отрицательно идею "Большого Донора" восприняли в Германии, которая сейчас председательствует в ЕС. Министр здравоохранения Улла Шмидт (Ulla Schmidt) назвала шоу "дикостью". Представители Немецкого Фонда Трансплантации (DSO) и Объединения врачей-нефрологов заявили, что считают идею "Большого брата" "извращенной и неприемлемой". Объединение пациентов "Почка" высказало опасение, что шоу может нанеси непоправимый ущерб вере больных а трансплантологию.
Специалисты при этом отметили, что пересадка органов от больной раком едва ли возможна. Кроме того, распределение донорских органов в масштабах ЕС осуществляется по строго по установленной схеме через организацию Eurotransplant согласно специальному списку. При этом критериями являются срочность и успешность предстоящей операции. Исключение могут составлять только родственники, решившие стать донорами. Наконец, свое слово сказала Еврокомиссия. Пресс-секретарь еврокомиссара по здравоохранению Марко Киприану (Marko Kyprianou) Филипп Тод (Philip Tod), заявил без обиняков, что идея передачи "плохо пахнет".
Запах "Большого Донора"
И тем не менее, несмотря на запах, шоу состоялось. Ровно в 20:30 по местному времени ведущий "Большого донора" Патрик Лодье (Patrick Lodier) заявил, открывая программу: "Сегодня особенный день в истории телевидения. Сегодня произойдет нечто, чего никогда еще не происходило!" Он обратился к предыстории передачи, рассказал об умершем основателе телеканала Барте де Граафе, привел выдержки реакций политиков и СМИ на идею проведения шоу, данные статистики, которые указывают на срочную необходимость увеличения числа доноров. А затем неожиданно со словами: "Ну хватит трепотни. Перед нами Лиза, она скоро умрет!", - представил публике собственно "большого донора". Потом на экране прокрутили краткий биографический фильм о Лизе.
И шоу началось. Как только "большой донор" входит в студию следует несколько вопросов: "Зачем вы это делаете?", "Вам предстоит выбрать между тремя людьми, что же вы чувствуете?" и "По каким критериям вы будете выбирать?". Лизу сажают на отдельно стоящий стул и в студию по одному входят претенденты. Их встречают вопросом: "Насколько сильно ты хочешь эту почку?"
Три кандидата сидят рядом, они рассказывают о себе, своей жизни, своей болезни, отвечают на вопросы Лизы и ведущего; каждый старается убедитьприсутствующих, что почка нужна именно ему. Смешные моменты их рассказов или ответов подчеркивают веселые музыкальные вставки, грустные - минорные аккорды.
Стоящая перед нелегким выбором Лиза признается, у нее такое ощущение, что она играет роль Бога. "Скорее Санта-Клауса", - острит в ответ ведущий. Он то и дело прерывает шоу, чтобы напомнить зрителям на какие телефоны они должны слать SMS за того или иного кандидата. На экране - рейтинг голосования. В течение 70 минут ни у кого из зрителей не возникает ощущения, что их разыгрывают.
Наконец, наступает самый драматичный момент. Лиза должна определиться с кандидатом. Все от волнения встают с мест. Барабанная дробь. Вот она отвергает первую кандидатуру. В глазах у многих - слезы. Снова звучит барабанная дробь. Сейчас Лиза сделает свой окончательный выбор. И тут ведущий вдруг говорит: "Стоп. Лиза абсолютно здорова. В этой передаче мы хотели только привлечь ваше внимание к тому, что слишком мало людей согласны после смерти стать добровольными донорами". "Я думаю, нам это удалось", - добавляет он усмехнувшись. В тот же момент на всю студию раздается громкий смех - смех умершего основателя телеканала Барта де Граафа.
Шутка...
Алексей Демьянов