Мир
00:17, 28 июня 2007

Выход из тени Гордон Браун официально сменил Тони Блэра на посту премьер-министра Великобритании

В среду, 27 июня, премьер-министр Великобритании Тони Блэр подал королеве официальное прошение об отставке и досрочно ушел с поста, который он занимал более 10 лет. Затем в Букингемский дворец был приглашен лидер Лейбористской партии Гордон Браун, которому Елизавета II объявила о назначении его новым главой кабинета, поручив сформировать правительство. Гордон Браун мог стать премьером еще десять лет назад, но уступил своему ближайшему соратнику и сопернику Блэру. Теперь после затянувшегося ожидания он, наконец, достиг своей цели.

Лейбористская альтернатива

Гордон Браун не является простым преемником, который призван продолжить политику своего потерявшего популярность предшественника. Хотя бы потому, что Браун никакой не питомец Тони Блэра - это еще один лидер, который внутри партии всегда составлял Блэру конкуренцию, находя возможным смирять свои амбиции ради общей цели, но никогда о них не забывая. Браун - это альтернатива Блэру. С его приходом, очевидно, произойдут весьма важные изменения и, прежде всего, в том, что касается личного стиля управления кабинетом и внешней политики страны.

В этой связи немаловажное значение имеет сама личность нового премьера: кто такой Гордон Браун и чего от него ждать? Ответить однозначно достаточно сложно. Несмотря на то, что Браун почти десять лет занимал пост министра финансов, он по большей части оставался в тени. О Брауне возникло представление как о преданном своему деле технократе, весьма замкнутым и угрюмом, без харизмы, которая необходима настоящему политику, чтобы нравиться и заручаться поддержкой, и без той живости ума, которая позволяет "держать нос по ветру" и выпутываться из самых безнадежных ситуаций. Некоторые полагали, что Браун весьма неповоротлив и наивно высиживает свое премьерство, в то время как более динамичный Блэр использует это "терпение" в своих целях.

Однако, с другой стороны, многие, кто близко работал с Брауном, отмечают его поразительный интеллект и целеустремленность. Более того, внутри министерства финансов "терпеливого" Брауна даже упрекали в непримиримости, в жесткой, почти что "сталинской" манере управления. Да и сама биография Гордона Брауна создает совершенно особый образ - человека одаренного, энергичного и волевого.

Вверх по лестнице

Гордон Браун родился в 1951 году в Глазго в семье священнослужителя. Поступив в школу, он попал в класс для одаренных детей, специально организованный в рамках учебного эксперимента. В 1967 году в возрасте 16 лет Браун поступил в университет Эдинбурга для изучения истории и стал самым молодым студентом с 1945 года. Тогда же он столкнулся с серьезным заболеванием: врачи диагностировали у него отслоение сетчатки, результат удара по голове, который он получил на матче по регби в школе. Браун пропустил первый семестр и в течение следующих пяти лет был вынужден периодически ложиться в больницу, часто проводя недели лежа на спине в полной темноте. Он почти потерял левый глаз и 70 процентов зрения на правом.

Однако, как вспоминает старший брат Брауна, это только укрепило его волю. В 1972 году он с отличием окончил Эдинбургский университет и тогда же был избран на пост ректора, на котором оставался до 1975 года. До него этот пост был почетной синекурой, которую обычно занимали популярные артисты, практически не интересовавшиеся работой вуза. Однако Браун, получив формальное право возглавлять заседания университетской администрации, три года подряд активно вмешивался в ее деятельность, требуя доступа к финансовой документации и послаблений для студентов.

После окончания университета Браун взялся за преподавание, а с 1980 по 1983 год работал на шотландском телевидении редактором новостных программ. Одновременно занимался активной деятельностью в Лейбористской партии: в 1975 году выпустил "Красную книгу Шотландии" - сборник эссе о будущем политическом устройстве страны, а в 1979 году выставил свою кандидатуру на выборы в парламент, но проиграл. В это же время у него случился бурный роман с одной из представительниц румынской королевской семьи, Маргаритой дю Ромен (Margarita du Romaine). Однако из романа ничего не вышло, так как оказалось, что главным для Брауна являлась "политика, политика и еще раз политика".

Браун & Блэр

Наконец, в 1983 году он был избран в британский парламент от Восточного округа Данфермлайна. Здесь он познакомился с другим молодым депутатом-лейбористом Тони Блэром. Вскоре Браун и Блэр стали практически неразлучны: обменивались идеями, вместе ездили за границу и даже писали друг другу речи. Они разделяли убеждение, что Лейбористскую партию, переживавшую в то время период своего самого серьезного упадка, необходимо реформировать. Вместе они работали над амбициозным проектом "новой лейбористской партии". В их тандеме Браун играл ведущую роль: интеллектуально он был более подкован, чем Блэр, и имел более глубокие лейбористские корни. В частности, Браун, используя свой опыт работы на телевидении, очень много дал Блэру для понимания особенностей работы СМИ.

В начале 90-х Браун пользовался широкой популярностью в партии и на выборах в теневой кабинет постоянно занимал высокие посты. Тем сильнее было его разочарование, когда партийное руководство решило, что молодой улыбающийся семьянин Блэр больше подходит на роль лидера лейбористов, так как способен завоевать большее число избирателей среднего класса. Наверное, Браун не сдался бы без боя, но, чтобы избежать открытой конфронтации и возможного партийного раскола перед выборами, между недавними друзьями, в одночасье ставшими соперниками, было заключено неформальное соглашение. По некоторым сведениям, переговоры состоялись в ресторане Granita в Ислингтоне.

Содержание соглашения так никогда и не стало достоянием общественности, однако полагают, что в обмен на отказ Брауна оспаривать партийное лидерство и пост премьера Блэр пообещал сделать его самым могущественным министром финансов за всю историю Великобритании, с правом вмешиваться в деятельность других министерств. С учетом того, что за Блэром стояли лидеры партии, компромисс для Брауна был приемлем, однако ощущение того, что его несправедливо обошли, все же осталось. Соглашение лишь временно нейтрализовало внутрипартийный конфликт в преддверии выборов 1997 года, однако было ясно, что при изменении ситуации он не замедлит проявиться.

Борьба под ковром

Итак, в правительстве Блэра Браун получил портфель министра финансов. При нем министерство значительно расширило свои полномочия и приобрело доминирующее влияние почти во всех областях внутренней политики. Некоторые решения, находившиеся в ведении премьер-министра, на самом деле принимались министром финансов. Браун всякий пытался подчеркнуть свою независимость от Блэра. В частности, он до последнего оттягивал представление премьеру деталей очередного бюджета, а порой предпочитал публично не солидаризироваться с Блэром по спорным вопросам.

Иногда противостояние премьер-министра и министра финансов принимало открытые формы, как, например, в вопросе о возможном присоединении Великобритании к зоне евро. Блэр рассматривал введение в стране общеевропейской валюты как одну из первостепенных задач, однако Браун был против. Более того, ему удалось перевести этот вопрос из политической в экономическую плоскость, взять ситуацию под свой контроль и полностью блокировать инициативу премьер-министра.

Подобное двоевластие не могло не породить напряжения. После выборов 2001 года, вновь принесших победу лейбористам, отношения между Блэром и Брауном продолжали ухудшаться. Между Даунинг стрит, 10 и министерством финансов шла непрекращающаяся подспудная вражда - вплоть до того, что контакты служащих двух структур между собой вызывали подозрения и рассматривались как предательство. Лидер парламентской фракции лейбористов Джон Прескотт, чтобы разрядить обстановку, даже устроил у себя на квартире "обед примирения" между двумя политиками.

Смена составов

Шансы Гордона Брауна вернуть себе ранее утраченное лидерство многократно возросли после того, как из-за безоговорочного одобрения внешней политики США в Ираке популярность Блэра резко пошла на убыль. Блэр потерял не только доверие избирателей, но и, что более важно, лишился поддержки большинства внутри самой Лейбористской партии. Из лидера, объединяющего лейбористов и ведущего их к победе, он превратился в фигуру, которая могла утянуть с собой на дно и партию. Подтверждением этому стал провал на местных выборах в 2006 году. Браун без обиняков назвал их "предупредительным выстрелом". Блэр предупреждению внял и в мае объявил о том, что уйдет с поста премьера до окончания срока своих полномочий.

Остальное было делом времени. Блэр, впрочем, долго его тянул, отказываясь назвать точную дату ухода. Наконец 10 мая 2007 года он официально объявил, что складывает с себя полномочия лидера Лейбористской партии, а 27 июня подаст королеве официальное прошение об отставке с поста премьер-министра. На следующий день Гордон Браун начал свою предвыборную кампанию на пост главы лейбористов. Впрочем, для победы ему даже не пришлось прибегать к внутрипартийному голосованию: он сумел заручиться поддержкой абсолютного большинства членов Лейбористской партии в парламенте. 24 июня он был официально провозглашен новым лидером лейбористов. А через три дня стал премьером.

Нелегкое наследство

Браун прекрасно зарекомендовал себя за годы работы в министерстве финансов: именно ему приписывают основные экономические нововведения лейбористского правительства и относительную стабилизацию британской экономики. У него также имеется большой опыт в сфере внутренней политики. Однако вопросы, с которыми ему предстоит столкнуться, гораздо сложней и касаются прежде всего политики внешней, которая ранее фактически полностью направлялась Тони Блэром и характеризовалась широкой поддержкой США. Брауну, в частности, предстоит в ближайшее время определиться с пребыванием британский войск в Ираке. Как поведет себя новый премьер, пока никто не знает.

Как отмечает BBC, Браун скорее атлантист, и его проамериканские симпатии нельзя недооценивать, однако он не будет таким близким союзником Джорджа Буша, каким был Блэр. Многое определит его позиция по Ираку. Сам Браун заявил, что как член правительства несет ответственность за все принятые решения, в том числе и за ввод войск в Ирак. По его словам, это было правильной мерой, однако сейчас ситуация вошла в новую фазу. Браун расплывчато пообещал "вынести необходимые уроки из происшедшего". Несмотря на неопределенность, позиция Брауна в данном случае отличается от позиции Блэра, который заявлял, что войска останутся в Ираке до тех пор, пока там не будет обеспечен необходимый уровень стабильности.

По некоторым данным, Браун не собирается пересматривать политику Великобритании в Афганистане и не будет препятствовать увеличению британского контингента в этой стране до 8 тысяч человек. Однако с учетом обострения ситуации, вызванной активизацией боевиков "Талибана" в южных провинциях, Афганистан со временем может превратиться для Брауна в серьезную головную боль. В отношениях с Ираном Гордон Браун занимает достаточно жесткую позицию, предусматривающую введение международных санкций, если Иран продолжит обогащение урана, однако, по словам представителей окружения нового премьера, он исключает силовое решение вопроса.

Гордон Браун, в отличие от Блэра, не проявляет повышенного интереса к арабо-израильскому конфликту. Тем не менее своим ближайшим советником по внешней политике Браун назначил бывшего посла в Израиле Саймона Макдоналда (Simon McDonald), который считается "другом израильтян". Предположительно, Браун сосредоточит свое внимание в первую очередь на экономическом развитии палестинских территорий. Что касается ЕС, то Браун уже дал понять, что не является поборником интеграции и не считает вопросы выработки единых европейских институтов власти приоритетными. Он полагает, что отношения Великобритании и Евросоюза должны быть более гибкими и прагматичными.

Таким образом, несмотря на то, что Браун более десяти лет был в правительстве, нельзя сказать, что он пришел на все готовое. С другой стороны, он доказал свою способность преодолевать возникающие трудности. Британская история уже знает "железную леди" - Маргарет Тэтчер, "тефлонового Тони" - Тони Блэра. Из чего сделан Гордон Браун, покажет время.

Алексей Демьянов

< Назад в рубрику