Новости партнеров

Расширение на север

Россия имеет шансы увеличить свой арктический континентальный шельф

Данные, собранные экспедицией ВНИИ Океангеология, могут позволить России увеличить свой континентальный шельф в Северном Ледовитом океане более чем на миллион квадратных километров. Потенциальные запасы углеводородного сырья на этой территории составляют около 10 миллиардов тонн условного топлива.

Вопреки распространенному мнению, речь не идет о расширении территории государства или исключительной экономической зоны. Каковы бы ни были результаты экспедиции, ни территория России, ни ее экономическая зона не изменятся. Тем не менее, если на основании собранных экспедицией данных Россия сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, то она получит суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов на территории площадью более миллиона квадратных километров.

Морские законы

Основным международным документом в области морского права является Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года. Конвенция, в частности, дает определение ключевых понятий: территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и др., а также устанавливает права и обязанности государств на этих территориях.

Так, п. 1 статьи 76 гласит: "Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние", а п. 1 статьи 77 утверждает, что "Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов".

Если удастся доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, то внешняя граница подводной окраины материка совпадет с границей шельфа и действующее сейчас 200-мильное ограничение не будет иметь силы.

Территориальное море и исключительная экономическая зона, в которых государство обладает еще более широкими правами, определяются независимо от континентального шельфа, поэтому говорить об их расширении некорректно.

Раздел моря

Экономические интересы России в Северном Ледовитом океане давно являются предметом споров. Россия уже подавала специальной комиссии ООН заявку на расширение своего континентального шельфа, однако та была отвергнута за недостатком доказательств.

США, до сих пор не ратифицировавшие Конвенцию, обеспокоены намерением России "застолбить потенциальные запасы нефти и газа", так как это может нанести "прямой урон" интересам Америки, заявил в мае сенатор Ричард Лугар. Джордж Буш призвал Конгресс ратифицировать Конвенцию, чтобы США получили возможность участвовать в обсуждении российской заявки.

Другие арктические страны: Норвегия, Дания, Канада — также могут оспаривать права России на шельф, однако на данный момент конкретных претензий не имеют. Вообще, Конвенция не всегда однозначно трактуется разными государствами. Так, например, разногласия между Россией и Норвегией относительно зоны Шпицбергена привели к скандалу с траулером "Электрон" в октябре 2005 года.

По приблизительным оценкам, потенциальные запасы углеводородов на шельфе громадны: 9-10 миллиардов тонн условного топлива. На данный момент их разведка и добыча практически невозможны, однако если потепление климата приведет к таянию льдов или же если будут разработаны технологии добычи углеводородов в арктических условиях, ресурсы могут принести значительную прибыль.

Сквозь льды

25 июня закончилась длившаяся 45 дней экспедиция ВНИИ Океангеология. В Мурманск вернулся атомный ледокол "Россия", проводивший исследования океанического дна. Экспедиция проходила в сложных условиях даже по меркам атомохода: из-за специфики задачи необходимо было придерживаться фиксированного курса (вдоль хребта Ломоносова) вне зависимости от того, насколько он удобен. Чтобы пройти сквозь ледяные заторы, толщина которых достигала трех метров, понадобились все мощности атомохода.

Помимо судна, в экспедиции использовались также базировавшиеся на нем вертолеты Ми-8МТВ, спецсамолет ИЛ-18. Выполнено около 700 километров глубинного сейсмического зондирования, 15 тысяч погонных километров аэрогеофизической съемки, 50 определений силы тяжести, десятки километров фототелепрофилирования и сейсмоакустических наблюдений. Работы продолжают девять исследователей на дрейфующей ледовой станции. Их исследование продлится до середины августа, после чего к ним отправится дизель-электроход "Академик Федоров" с новой станцией.

Собранные данные представляют не только потенциальную экономическую ценность. Проведены геологические и метеорологические исследования, получены уникальные снимки океанического дна. Добыты образцы пород с глубин более 10 метров ниже уровня дна, которые могут позволить лучше понять геологическую историю Земли.

Анализ данных продлится около года, после чего, если гипотеза о беспрерывности шельфа будет доказана, они послужат обоснованием новой российской заявки в спецкомиссию ООН.

Александр Бердичевский

Экономика00:0314 октября

Ледяная дерзость

Эта страна запугивала НАТО Советским Союзом, а теперь не платит долги