Восьмого августа закончилась история с похищением шести российских граждан в Нигерии, пятеро из которых были сотрудниками компании "Русал". Обстоятельства их освобождения держатся в тайне, однако утверждается, что никакого выкупа не платилось, а с боевиками, продержавшими россиян в плену 65 дней, удалось просто договориться. Менеджеров "Русала" доставили сначала в здание службы безопасности Нигерии, затем в российское представительство. В скором времени они вылетят на родину.
Похищение произошло днем 3 июня южнее города Икот-Абаси в штате Аква-Ибом на юго-востоке страны. Группа вооруженных людей, одетых в форму армии Нигерии, ворвалась в поселок, где жили сотрудники принадлежащего "Русалу" алюминиевого завода Alscon, и захватили гендиректора предприятия Владимира Филиппова, замдиректора по кадрам Ирину Матросову, менеджера по транспорту Игоря Петухова, переводчиков Виктора Халеева и Наталью Паношкину, а также Александра Паношкина, приехавшего навестить дочь.
Как утверждают очевидцы, чтобы проникнуть в жилища россиян, похитители использовали взрывчатку. Кроме того, был застрелен водитель-нигериец. Ответственность за захват взяла на себя леворадикальная группировка "Движение за освобождение дельты Нигера", которая получила дурную славу за неоднократные похищения иностранцев и нападения на правительственные войска. Сотрудники "Русала" были вывезены на один из островов в дельте реки Нигер.
На следующий день боевики позвонили в посольство России и потребовали улучшить условия труда на заводе Alscon и выплатить задолженности по зарплате рабочим (на предприятии трудятся около трехсот человек, из которых 44 россиянина и двое немцев). Не забыли боевики и про себя: выкуп за освобождение россиян был назначен в размере почти 480 тысяч долларов. Кроме того, похитители потребовали выплатить пособия нигерийцам, ранее работавшим на заводе "Русала" (в самой российской компании, кстати, заявили, что свои социальные обязательства выполнили в полном объеме, а существовавшую задолженность должно было, согласно прежним договоренностям, погасить нигерийское правительство).
Вопрос об освобождении захваченных россиян был взят на контроль на самом высоком уровне. К нему подключили не только МИД, но и Национальный антитеррористический комитет, глава которого, директор ФСБ Николай Патрушев, в июне снарядил группу сотрудников спецслужб, вылетевших в Нигерию для участия в переговорном процессе. Любая возможность силовой операции тогда отрицалась. Вполне очевидно, что за процедурой освобождения менеджеров "Русала" следил президент Владимир Путин. На саммите "Большой восьмерки" в немецком Хайлигендамме он отметил, что подобных инцидентов будет меньше, если все компании будут социально ответственными перед местным населением.
Российские представители в Нигерии, в свою очередь, искали выходы на вождей местных племен. Однако в итоге предпочли действовать через нигерийское правительство, после чего под личный контроль процедуру освобождения заложников взял президент страны Умар Ярадуа и глава правительства. Кроме того, по сведениям газеты "Коммерсант", одним из посредников в переговорах выступало адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", основатель которого - профессор юрфака петербургского госуниверситета Николай Егоров - известен как однокурсник и приятель Путина (это бюро имеет давние партнерские отношения с "Русалом" и, кроме того, оно участвовало в Катаре в судебном процессе над россиянами, обвиненными в убийстве экс-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева, добившись возвращения их на родину).
О том, как удалось договориться с похитителями, и какие доводы на них подействовали, ничего не сообщается - все подробности держатся в тайне. Но, так или иначе, по сведениям источников "Коммерсанта", близких к руководству "Русала", боевики согласились освободить заложников еще две недели назад, причем без какого-либо выкупа (даже появившиеся сведения о том, что была выплачена задолженность по зарплате, в компании отрицают). Более того, такое скорое освобождение россиян также можно назвать удачей. Наблюдатели отмечают, что по опыту похищений других иностранцев процедура обычно затягивается до полугода и освобождают их только после большого выкупа. Причем эта практика стала обычной, нигерийские власти даже открыли специальный фонд для выплаты выкупов.
В "Русале" утверждают, что отказ платить похитителям был принципиальной позицией компании. Там заявили, что не знают, каким образом происходило освобождение, но случилось оно благодаря "полной координации усилий", "приложенных государственными и правоохранительными органами Нигерии и России". В МИДе РФ отметили, что "проблема была решена путем переговоров". В ведомстве уточнили, что, очевидно, были какие-то "внутренние договоренности", но в чем они состоят, в министерстве сказать не смогли. В НАК заявили, что освобождение россиян - это "заслуга различных министерств и ведомств".
Есть две версии, почему сотрудников "Русала" освободили относительно быстро и без выкупа. По одной из них, похищение было инициативой не самих боевиков, а стало результатом конкурентной борьбы между различными компании, имеющими свой бизнес в Нигерии. Захват заложников был подстроен для того, что "Русский алюминий" свернул свою деятельность в стране, однако на компанию никакого эффекта это событие не произвело. Там сразу заявили, что никуда уходить не собираются. Поняв бесперспективность пленения россиян, организаторы похищения могли потерять к подобному варианту решения экономического спора всякий интерес, а у самих боевиков особого желания держать россиян не было (кстати, к пленникам относились очень хорошо, стараясь, как сообщалось, создать им комфортные условия для существования).
По другой версии, президенту Нигерии удалось убедить племена, промышляющие похищением иностранцев, на какое-то время прекратить захваты заложников, поскольку подобные шаги ни к чему, кроме как к ущербу для экономики страны, не приводят. В последнее время, как отмечают в самой Нигерии, правительство сделало приоритетным направлением государственной политики работу над прекращением захватов людей. Кстати, за день до освобождения россиян один из вождей племени иджо, которое занимается похищениями иностранцев, заявил, что в ближайшее время все захваты заложников прекратятся, а тех, кто находится в плену, начнут освобождать.
Каждый год в Нигерии похищается около 200 человек, сейчас в плену боевиков находится по меньшей мере 40 специалистов-нефтяников из иностранных государств. Стоит отметить и то, что российская сторона довольно быстро нашла "общий язык" с нигерийским правительством. Ведь еще в конце 2005 года отношения двух стран были натянутыми. Тогда только завершилась судебная тяжбы по делу о контрабанде российским экипажем танкера "Африкан прайд" нефти. Разбирательства длились более двух лет и изрядно подпортили нервы российским и нигерийским дипломатам.
Руслан Кадрматов