Под черным флагом

Российские автолюбители протестуют против произвола на дорогах

"Всероссийский черный флаг". Акция под таким названием, призывающая к равноправию на дорогах, прошла 26 августа почти в двадцати городах России. В большинстве случаев никаких эксцессов зафиксировано не было за исключением столицы, где участников акции на Воробьевых горах разогнала милиция.

Поводом для протестов послужило ДТП, произошедшее вечером 20 июля в Петербурге на Дальневосточном проспекте. По словам очевидцев, милицейский автомобиль с включенными "мигалками" и сиреной выехал на полосу встречного движения, чтобы объехать пробку. Навстречу ему шел Opel Calibra, за рулем которого находился 24-летний студент Евгений Григоровский. Пытаясь избежать столкновения, он вылетел с трассы и врезался в столб. Водитель погиб на месте, а милицейская машина, по свидетельству очевидцев, умчалась дальше, даже не остановившись. В ГИБДД отрицают вину милиционеров, утверждая, что погибший водитель двигался со значительным превышением скорости.

Очевидцы происшествия, стоявшие в пробке, успели разглядеть номер милицейского автомобиля, хотя данные о его конкретной ведомственной принадлежности расходятся. В ГИБДД, однако, заявили, что машина с таким номером в это время находилась в другом месте, и поэтому не могла даже косвенно стать виновницей аварии. После этого было решено провести акцию протеста под названием "Черные флаги", чтобы привлечь внимание к расследованию этого ДТП, а также призвать всех участников дорожного движения неукоснительно соблюдать ПДД.

Первая акция состоялась в Петербурге 4 августа. Ее организатором стал питерский автолюбитель Роман Лутошкин, который, по его словам, был очевидцем ДТП, в котором погиб Григоровский. В акции также приняли участие другие свидетели происшествия, представители автомобильных клубов, а также друзья и родственники погибшего. Всего на питерские улицы под черными флагами выехали около 150 автомобилей. По словам участников акции, инспекторы ГИБДД всячески препятствовали движению колонны, периодически проверяя номера, а также содержимое аптечек и багажников.

Так как первое мероприятие не привело к видимым подвижкам в расследовании ДТП, решено было провести повторную акцию 26 августа. Через Интернет к участию в ней пригласили автолюбителей из других городов России. Предполагалось, что новые протесты пройдут не только в Петербурге, но и в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке и других городах.

Наибольшее внимание оказалось привлечено к столичному мероприятию, так как оно сопровождалось задержаниями его участников. В пресс-службе ГУВД Москвы заявили, что шестеро задержанных будут привлечены к административной ответственности за призывы к проведению несанкционированной акции.

По версии ГИБДД, на Воробьевых горах, где был намечен старт автопробега по Третьему транспортному и Садовому кольцам, 15 автомобилей перегородили движение. В милиции утверждают, что участники акции вывесили черные флаги на своих машинах, закрыли их и ушли, блокировав движение. В связи с этим на место были вызваны эвакуаторы, и было решено задерживать владельцев автомобилей, когда они будут подходить к своим машинам. Все задержанные (по некоторым данным, их было не шесть, а семь человек) были вскоре отпущены.

По сведениям радиостанции "Эхо Москвы", в акции приняли участие до 20 автомобилей, которые вовсе не перекрывали движение. К каждому из них был прикреплен черный флажок, у некоторых были также черные ленты на антеннах. На дверях были прикреплены плакаты, в которых говорилось о целях акции и требованиях ее участников. За полчаса до начала мероприятия на Воробьевы горы прибыли два автобуса с омоновцами, которые стали снимать с машин плакаты, флаги и ленточки. Однако в столичном ГУВД опровергли сведения об участии ОМОНа в пресечении несанкционированной акции.

Автомобилисты продолжали настаивать на том, что им не требуется разрешение властей, чтобы почтить память погибшего водителя. Вскоре часть из них покинула смотровую площадку на Воробьевых горах. Участники акции отмечали, что перед тем, как выпустить с парковки, сотрудники ГИБДД переписывали их данные.

Остается непонятным - то ли столичные власти перестарались, то ли организаторы акции подставили ее участников, не согласовав ее проведение с властями. В Петербурге же мероприятие, состоявшееся неподалеку от места аварии, прошло без эксцессов. По разным данным, в акции приняли участие от 150 до 500 человек. Милиция разрешила провести пикет, но не позволила выезжать на улицы города с черными флагами.

Тогда автолюбители решили взять флаги в руки и пойти пешком. Однако представитель правоохранительных органов заявил, что участники акции не разбираются в законах, и посоветовал им приходить вместе с юристом. "Будем разбираться, что такое шествие, а что такое пикет", - сказал милиционер.

Организатор Роман Лутошкин уговорил не идти на конфликт с властями участников акции, которые стали разъезжаться по одиночке. Тем не менее, сотрудники милиции задержали Лутошкина и выписали ему штраф в размере ста рублей. Это решение организатор намерен оспорить в суде.

В других городах акции прошли без особых конфликтов. По словам организаторов, только в Красноярске проведению мероприятия помешал ОМОН. Кроме того, В Екатеринбурге владельцы четырех из тридцати принявших участие в акции автомобилей были задержаны и доставлены в отделение милиции. По словам организатора местной акции Александра Богданова, была также задержана машина с журналистами, но ее сразу отпустили. Участников пробега милиция штрафовала на протяжении всего маршрута, а в отношении задержанных будет оформлено дело об административном правонарушении.

В другом уральском городе - Перми - в акции приняли участие около 40 человек на 20 автомобилях. Участники пикета держали черные растяжки с белыми надписями "Нет беспределу на дорогах", "На дороге все равны" и "ГИБДД, чти ПДД". Мероприятие охраняли всего трое людей в форме. По его окончании машины с черными флагами некоторое время ехали в сопровождении автомобилей ГИБДД, из которых велась оперативная съемка на видеокамеру.

Адвокат семьи погибшего водителя Роман Иванюхин заявил, что только благодаря акции "Черный флаг" удалось возбудить уголовное дело по статье 264 части 2 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека"). По его словам, расследованием занимается прокуратура Невского района Санкт-Петербурга, и оно взято на контроль Управлением Генпрокуратуры по Северо-западному федеральному округу.

Вместе с тем адвокат опроверг опубликованную некоторыми СМИ информацию о том, что погибший в результате ДТП Григоровский был стрит-рейсером. Иванюхин отметил, что у погибшего действительно были друзья, принимавшие участие в гонках, но сам он никогда в них не участвовал.

Что касается официальной реакции, то начальник правового управления ГИБДД РФ Владимир Кузин заявил, что "акция направлена непонятно против кого". "Мне кажется, кто-то на этой аварии просто хочет сделать пиар", - подытожил высокопоставленный милиционер.

Среди российских автомобилистов также, судя по записям в блогах и форумах, наблюдается неоднозначное отношение к акции "Черный флаг". Многие участники обсуждений отмечают, что нельзя однозначно обвинять в ДТП милиционеров, так как по закону автомобилю, едущему с включенными проблесковыми маяками и сиреной, пусть даже и по встречной полосе, необходимо уступить дорогу. Поэтому максимум в чем можно обвинить предполагаемых виновников аварии, так это в оставлении пострадавшего без помощи. Но для этого в УК существует отдельная статья.

Вместе с тем участники дискуссий в Интернете отмечают, что вопрос соблюдения правил дорожного движения всеми их участниками является для России по-прежнему актуальным. Статистики аварий с участием машин ДПС и ГИБДД не ведется, однако, по данным МВД, в 2005 году произошло 420 аварий с участием машин с "мигалками", а за девять месяцев 2006 года - 215 аварий.

Обладатели "блатных" номеров и мигалок зачастую сами опасно нарушают правила дорожного движения. В 2005 году в результате ДТП погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Его "мерседес", шедший с включенным маячком на скорости около 200 километров в час, попытался обогнать ехавшую в попутном направлении и собиравшуюся повернуть налево "тойоту".

Виновником аварии суд признал водителя "тойоты" Олега Щербинского и приговорил его к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении. Сам Щербинский утверждал, что просто не успел увернуться от автомобиля Евдокимова, который ехал на огромной скорости. После этого по всей России прошли протесты против несоблюдения правил ПДД машинами с "мигалками". Приговор Щербинскому был вынесен 3 февраля 2006 года, а уже 23 марта он был оправдан, и уголовное дело в его отношении полностью прекращено.