Лето - пора отпусков, в том числе и для политиков. В этом легко убедиться, если сопоставить данные о том, как в течение трех последних месяцев российские СМИ освещали деятельность президента и других ключевых фигур, так или иначе связанных с "операцией 'Преемник'". По сведениям информационно-аналитической системы "Медиалогия", поток сообщений о них от июня к августу последовательно иссякал. Особенно резко эта тенденция проявилась в отношении Владимира Путина. Впрочем, отчасти освободив медиа-пространство, президент дал возможность тем, кто стоит рядом с ним, проявить себя более выпукло. "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за освещением в СМИ деятельности российских политиков.
Строго говоря, и Владимир Путин, и три ключевые фигуры, которым СМИ уделяют особое внимание - премьер-министр Михаил Фрадков и два его первых заместителя Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, отдыхали в августе. Однако уже в июле количество посвященных им медиа-сообщений значительно сократилось по сравнению с июнем. Некоторые потеряли много, прежде всего сам президент. Так, в июне телеканалы упоминали о Владимире Путине 1344 раза (и 530 раз - как о главном действующем лице сообщения), а в июле эти показатели сократились до 1058 и 502 соответственно. В печатных СМИ падение было не столь заметным (1051/243 сообщений в июне и 914/229 - в июле), но интернет-СМИ и радиостанции в целом поддержали тенденцию, заданную федеральным телевидением. На радио о Путине в июне говорили 1148 раз и 483 раза представляли его главным действующим лицом, а в июле те же показатели составили всего 839 и 316 раз. В интернете июньские показатели президента - 1925/886 - также сократились до 1576/737.
Впрочем, это не означает, что российские СМИ вдруг кардинально изменили свою политику по отношению к Владимиру Путину. Если сравнить динамику другого показателя, которым оперирует "Медиалогия" - индекс информационного благоприятствования (ИИБ, учитывающий как количественные, так и качественные критерии сообщений), то выяснится, что в июле печатная пресса и интернет-СМИ работали над улучшением имиджа президента активнее, чем в предыдущем месяце. Так июльский ИИБ Путина в бумажных изданиях - 2545,11, тогда как в июне он составлял всего 2113,74 условной единицы. В интернете - та же картина: 1094,54 в июне и 1173,60 в июле. Падение президентского ИИБ на телеканалах и в радиоэфире тоже не назовешь катастрофическим. На телевидении оно составило 108 условных единиц (с 4122,30 до 4013,70), а на радио - чуть меньше 67 (с 1012,08 до 945,23). В целом, это неудивительно: на начало июля пришлась победа Сочи в борьбе за право принимать 22-е зимние Олимпийские игры в 2014 году, причем именно Владимир Путин представлял российскую заявку в Гватемале, где проходил последний тур конкурса МОК. К тому же в июле на пятый мэрский срок заступил Юрий Лужков, и это тоже произошло при прямом участии российского президента. Поэтому общую отрицательную динамику отражения деятельности Владимира Путина в СМИ в июле следует приписать, скорее всего, началу периода отпусков на самих телеканалах и радиостанциях.
Для оценки медиа-рейтингов премьера и двух первых вице-премьеров "Лента.ру", опираясь на данные "Медиалогии", применяет как абсолютные показатели (такие же, как и у президента), так и относительные, принимая за 100 процентов соответствующие показатели Владимира Путина, - благодаря последним можно проследить, кто из потенциальных "преемников" приближается по рейтингу к президентскому, а кто, наоборот, отстает. В целом, как уже было сказано выше, в июле "преемники" в основном теряли, хотя общую картину нарушили два фактора: внимание СМИ к активной деятельности Дмитрия Медведева в течение третьей недели июля и общее снижение медиа-рейтингов Владимира Путина. Из-за этого куратор нацпроектов в июле несколько выдвинулся вперед среди других "преемников", а остальные кое-где улучшили свое положение по отношению к рейтингу президента.
Так, рабочая поездка Медведева по Калининградской области, его заявления по поводу будущего ипотечных кредитов и уровня хищений в российских музеях, новости, посвященные реализации нацпроекта "Здравоохранение", а также визит двух первых вице-премьеров в летний лагерь молодежного движения "Наши" на Селигере значительно повысили упоминаемость куратора нацпроектов в СМИ. В общем он ненамного увеличил свои июльские показатели по сравнению с июньскими (в печатной прессе - со 161 до 171 упоминаний; на радио - со 129 до 137; а на телевидении и в интернете общее число упоминаний о нем в июле снизилось), зато гораздо чаще, чем в предыдущем месяце, фигурировал в качестве главного действующего лица медиа-сообщений. Так, на 71 телепередачу, посвященную ему в июне, в июле пришлось 93. Это абсолютный рекорд Медведева на протяжении всего года. Такие же рекорды первый вице-премьер поставил на страницах печатной прессы (51 заметка; в июне - 17) и в радиоэфире (109 выпусков, посвященных Медведеву в июле, 42 - в июне). В интернете тоже наблюдался рост сообщений, в которых куратор нацпроектов выступал главным действующим лицом (92), но тут рекорда не получилось - в январе и марте 2007 года этот показатель у Медведева был выше.
А вот упоминаемость в СМИ другого первого вице-премьера, Сергея Иванова, в июле, по сравнению с предыдущим месяцем, в общем снизилась - наиболее ощутимо на телевидении (с 231 до 137), на радио (со 185 до 115) и в интернете (с 318 до 227). В печатной прессе падение было менее заметным - с 169 упоминаний в июне до 157 в июле. В целом уменьшилось и число материалов, непосредственно посвященных бывшему министру обороны, особенно в интернете (со 173 до 137). Заметно в июле Иванов уступил Медведеву и по такому показателю, как ИИБ, особенно на телевидении. Если условный индекс куратора нацпроектов за месяц вырос на 80 пунктов (с 552,45 до 632,55), то у его коллеги он упал на аж на 233 пункта (с 761,45 до 528,20). Примерно такая же картина наблюдалась и на радио (ИИБ Медведева рос, а Иванова - падал), а в бумажной прессе и в интернете Медведев терял очки в меньшем количестве, чем Иванов.
Благодаря этому - если обратиться к относительным показателям двух первых вице-премьеров - оказалось, что почти по всем параметрам Дмитрий Медведев в июле обогнал Сергея Иванова в гонке за рейтингами Владимира Путина. Перевес небольшой - всего на 2-3 процента, но, напомним, это произошло впервые с апреля этого года, когда бывший министр обороны решительно обошел по упоминаемости в СМИ своего конкурента. Картину, как всегда, "подпортил" интернет - несмотря на общее падение абсолютного значения ИИБ Иванова в этой категории СМИ в июле, он составил 12 процентов от путинского, тогда как доля ИИБ Медведева не превысила 9 процентов от ИИБ президента. При этом Иванов даже улучшил в июле свой относительный ИИБ в печатной прессе - с 11 процентов в июне до 15 процентов в июле, но все же не смог обогнать здесь Медведева (17 процентов от путинского ИИБ в июле; рост на 3 процента по отношению к июню). На фоне соревнования двух своих первых замов председатель правительства Михаил Фрадков в июле выглядел бледно. Он потерял почти по всем своим абсолютным показателям, а по относительным сумел обойти Иванова и Медведева лишь в интернет-СМИ, которые обычно демонстрируют иную динамику, чем федеральные телеканалы, печатная пресса и радиостанции. Но в целом в июле Фрадков прочно занимал последнее место по упоминаемости в СМИ среди возможных "преемников" президента.
Что принес с собой август? Прежде всего почти двукратное сокращение упоминаний Владимира Путина на телеканалах страны, с 1058 в июле до 654 в августе - это своеобразный антирекорд российского президента с начала года (прежний наименьший показатель на телевидении был зафиксирован в январе - 837). Соответственно снизилось и число телепередач, посвященных непосредственно Путину - с 502 до 274, сократился и ИИБ президента на телевидении - с 4013,7 до 1980,6 пункта. В остальных категориях СМИ также наблюдалось падение внимания к президенту, хоть и не такое резкое (до антирекорда дело дошло только в интернете). Видимо, отчасти это было связано с отпуском главы государства, но лишь отчасти: во-первых, путешествие по республике Тыва в сопровождении князя Монако заняло у Путина всего неделю, а во-вторых и в этой поездке СМИ следили из ним довольно пристально, а сам президент и на отдыхе не забывал про свои прямые рабочие обязанности. Возможно, все дело в сознательном намерении Путина несколько освободить медиа-пространство и дать возможность кому-то из своих приближенных чаще появляться в СМИ?
Если это так, то наибольшие медийные дивиденды в августе извлек Сергей Иванов, хотя рост его присутствия в СМИ был не таким стремительным, как падение рейтингов президента (впрочем, Иванов тоже отдыхал - на побережье Балтийского моря, где собственными руками выловил треску, о чем писали все российские СМИ). И все же относительный ИИБ бывшего министра обороны на телеканалах, составлявший в июле всего 13 процентов от ИИБ президента, в августе скакнул до 32 процентов. Для Иванова это не абсолютный рекорд за восемь месяцев, но все же показатель, близкий к рекордному апрельскому, когда его доля медийного пространства составляла 37 процентов от путинской. Вообще относительный ИИБ Сергея Иванова в августе вырос во всех категориях СМИ, что оказалось особенно заметно на фоне резкого падения показателей Дмитрия Медведева. Если, напомним, в июле куратору нацпроектов удалось догнать и даже несколько перегнать по упоминаемости в СМИ своего коллегу, то в августе он вновь решительно сдал свои позиции.
В августе телевидение, печатная пресса, радиостанции, интернет-СМИ заметно опустили как абсолютные, так и относительные показатели Медведева, причем кое-где вдвое и больше по отношению к июлю. От 159 упоминаний первого вице-премьера на телеканалах в июле осталось 63 в августе, причем на 93 июльских программ и выпусков, посвященных лично Медведеву, в августе пришлось всего 48. Это тут же отразилось на относительном положении двух вице-премьеров по отношению к президенту. Соответствующие доли их ИИБ от индекса Путина составили: на телевидении - 32 и 14 процентов, в печатной прессе - 20 и 14 процентов, на радио - 31 и 15 процентов, в интернете - 22 и 9 процентов. На протяжении предыдущих семи месяцев Медведев знавал и худшие времена (особенно в апреле), и все же можно констатировать: к началу осени преимущество в медийной "гонке преемников" вновь прочно закрепилось за Сергеем Ивановым.
Августовские показатели Михаила Фрадкова изменились несильно - где-то они росли (в печатной прессе и на радио), где-то падали (на телевидении и в интернете), но в целом несущественно. По абсолютному ИИБ Фрадков в последнем месяце лета обогнал Медведева в бумажных изданиях и интернете, но это связано, скорее, не со "взлетом" премьер-министра, а с "падением" его первого заместителя. От другого своего заместителя, Сергея Иванова, Фрадков и в августе отстал весьма значительно, лишь печатная пресса чуть чаще делала его главным действующим лицом своих репортажей (35 раз в этом качестве фигурировал Фрадков, 21 раз - Иванов).
Таким образом, закончившееся лето еще раз не только подчеркнуло прежнюю, сложившуюся тенденцию в "гонке преемников" - Сергей Иванов по количеству упоминаний в СМИ заметно опережает других претендентов, но и принесло нечто новое, а именно странный уход в тень главного действующего лица российской политической сцены. Что стоит за странным августовским "провалом" Владимира Путина - игра случайностей или новая медийная стратегия Кремля? Возможно, ответ на этот вопрос мы узнаем через месяц, когда придет пора подводить итоги работы СМИ в сентябре. "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за информационным полем.
Дмитрий Иванов