Россия
00:31, 8 сентября 2007

Легко отделался Суд приговорил бывшего губернатора НАО вместо десяти лет к трем годам условно

Сенсацией закончилось судебное разбирательство по делу бывшего губернатора Ненецкого автономного округа (НАО) Алексея Баринова. 6 сентября Октябрьский райсуд Архангельска приговорил проведших больше года в СИЗО Баринова и двух его подельников к трем годам условно, после чего они были освобождены из-под стражи в зале суда. И это при том, что гособвинитель требовал для бывшего главы НАО десять лет колонии. Таким исходом процесса остались недовольны обе стороны - защита настаивает на полной невиновности Баринова, а обвинение считает судебный вердикт слишком мягким. Уголовное дело Баринова стало первым в тянущейся до сих пор череде "наездов" на региональных руководителей. Тогда, в мае 2006 года, неожиданный для многих арест действующего главы региона случился впервые в новейшей истории России и заставил говорить о политической и экономической подоплеке этого происшествия.

Арест губернатора

Баринов был последним всенародно избранным российским губернатором и занял этот пост в 2005 году, одержав победу над Александром Шмаковым, которого поддержала "Единая Россия" и полпред президента в СЗФО Илья Клебанов. До ухода в политику, в 1998-2003 годах, Баринов был генеральным директором дочерней фирмы российского нефтяного гиганта "ЛУКОЙЛ" под названием "Архангельскгеолдобыча", и это обстоятельство его биографии ему не дали забыть.

Баринов был задержан 23 мая 2006 года, когда явился для допроса в прокуратуру Архангельской области. Его подозревали в мошенничестве в особо крупных размерах, а также хищении и растрате вверенного имущества на сумму 19 миллионов рублей. По версии следствия, эти преступления Баринов совершил, когда возглавлял ту самую "Архангельскгеолдобычу". Аналогичная участь тогда же постигла бывшего главного бухгалтера "Архангельскгеолдобычи" Сергея Гаврилова и бывшего зама Баринова Сергея Горяева.

Сразу после задержания Баринов объявил голодовку, заявив, что дело против него является "ловко подстроенной коммерческой диверсией", устроенной в удобный политический момент. Однако события развивались стремительно - уже на следующий после задержания день суд санкционировал арест всех подозреваемых, а 29 мая Баринову были предъявлены официальные обвинения, пока только по тем же 19 миллионам. Затем, по представлению Генпрокуратуры, указами Владимира Путина 2 июня Баринов был временно отстранен, а 21 июля - отрешен от должности главы администрации НАО в связи с утратой президентского доверия. Уже 7 августа у НАО появился новый губернатор, Валерий Потапенко, уже не всенародно избранный, а внесенный Путиным и утвержденный депутатами регионального парламента.

Коммерческая диверсия

Наблюдатели сразу связали арест губернатора с демаршем окружных депутатов, отказавшихся буквально накануне, 18 мая, удовлетворить просьбу спикера Совета Федерации Сергея Миронова о досрочном прекращении полномочий сенатора Александра Сабадаша. Однако впоследствии эта версия стала считаться маловероятной. Кроме того, выдвигалось предположение, что пристальный интерес прокуратуры к Баринову связан с его негативной позицией в отношении возможного объединения НАО с Архангельской областью, активным сторонником которого является все тот же Клебанов.

Между тем сам Баринов придерживался версии, что "возникшее уголовное дело является заказом коммерческих структур, имеющих нефтяные интересы в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции". А если учесть, что этот регион, большая часть которого располагается на территории НАО, является единственным районом со значительным потенциалом роста нефтедобычи в европейской части России, а максимум нефтедобычи на месторождениях округа прогнозируется на 2015-20 годы, то понятно, что борьбу за контроль над этой территорией не могли не втянуться как деловые, так и властные структуры. Кроме того, в прессе упоминалось, что у администрации НАО возник конфликт с принадлежащей "Роснефти" компанией "Северная нефть", которой региональное руководство выставило крупные финансовые претензии, причем "Роснефть" поддерживала все того же проигравшего Баринову на выборах Александра Шмакова, которого также поддерживали "Единая Россия" и Клебанов.

В общем, глядя на весь этот клубок противоречий из нефти, Клебанова, партии власти и прочего, удивляться уголовному делу Баринова не приходится. Странно, что он вообще сумел продержаться на посту губернатора столь опасного региона такое долгое время.

75 томов

А Баринов и его бывшие подчиненные между тем все сидели в СИЗО, причем в начале августа экс-губернатора зачем-то перевезли из Архангельска в московскую "Матросскую тишину". А в деле появлялись все новые и новые обвинения. В итоге уже к зиме оно разрослось до 75 томов, а общий список статей и преступных эпизодов составлял весьма внушительный перечень.

Баринов обвинялся в превышении служебных полномочий, нецелевом расходовании бюджетных средств в особо крупном размере и хищении вверенного имущества организованной группой в крупном размере (часть 2 статьи 286, пункт "б", часть 2 статьи 285-1, пункты "а", "б", часть 3 статьи 160 УК РФ), а само обвинение условно было разделено на две части.

Первая - 12 эпизодов хищения имущества ОАО "Архангельскгеолдобыча" и связанная с этим легализация похищенного, произошедшие в период с 1999 по 2003 год, в том числе пять эпизодов в составе организованной преступной группы, к которой обвинение отнесло Баринова, Горяева и Гаврилова. С их участием Баринов, по версии следствия, совершил хищение на общую сумму более 82 миллионов рублей. Среди этих эпизодов - так называемое "дело о квартирах", стоившее государству те самые 19 миллионов, которые фигурировали в уголовном деле с самого начала. По версии следствия, Баринов, Гаврилов и Горяев за счет средств "Архангельскгеолдобычи" приобрели квартиры и гаражные боксы в центре Архангельска на общую сумму более 5 миллионов рублей, причем эти приобретения ими оплачены не были. С целью сокрытия факта присвоения квартир и хищения денежных средств ими был составлен подложный акт приема и передачи векселей коммерческого банка "Фондсервисбанк".

Ко второй части обвинения относятся эпизоды, связанные с превышением должностных полномочий при расходовании средств резервного фонда округа и нецелевым расходованием бюджетных средств при заключении договоров с рядом коммерческих предприятий, которые появились в деле позже и относились к периоду с апреля 2005 по начало 2006 года, в бытность Баринова губернатором HАО. Выявлены эти преступления Баринова были в результате проверки целевого расходования средств федерального бюджета, проведенной Счетной палатой уже после ареста губернатора, в июне 2006 года.

К концу зимы бывший губернатор дочитал свое многотомное дело, а 5 марта Генпрокуратура, в свою очередь, завершила расследование уголовного дела Баринова и передала его в суд. Затем обвиняемого этапировали из Москвы обратно в Архангельск на суд, который и начался 2 апреля 2007 года.

Фиаско прокуратуры

О том, что происходило на суде, рассказала Общая газета.Ру. Дело в ходе пятимесячных слушаний фактически развалилось. Так, по основному эпизоду уголовного дела - о присвоении Бариновым и его подельниками служебных квартир - были заслушаны показания трех экспертов Генпрокуратуры, которые утверждали, что деньги за квартиры в "Архангельскгеолдобычу" поступили в полном объеме и ни пострадавших, ни претензий у сторон нет, однако по требованию прокурора этот эпизод был оставлен в деле. В то же время эпизод, по которому Баринов обвинялся в том, что заключил договор займа с ООО "ЛУКОЙЛ-Север", в результате которого у округа возникли не предусмотренные бюджетом долговые обязательства, был снят с рассмотрения. При этом представитель компании просил суд учесть тот факт, что компания не имеет претензий к подсудимым, поскольку ущерб ООО "ЛУКОЙЛ-Север" причинен не был.

Эпизоды по растрате средств бюджета НАО также оказались не состоятельными. Спикер Ненецкого окружного собрания Игорь Кошин сообщил на суде, что депутаты полностью одобрили действия губернатора Баринова по обоим "эпизодам": инвестирование внебюджетных средств на строительство воскресной школы и подготовку документации по рыбозаводу.

Кроме всего прочего, пишет издание, после того, как Баринов провел в СИЗО больше года, выяснилось, что в ходе судебных заседаний обвинение так и не смогло представить суду ни одного свидетеля и ни одного потерпевшего - все выступавшие на суде свидетели были свидетелями защиты. При этом позиция прокурора Дмитрия Смирнова, ввиду отсутствия свидетелей и пострадавших, была основана исключительно на допущениях и предположениях, а на прямые вопросы подсудимых Смирнов обычно отвечал, что "не обязан им отвечать". Кроме того, сторона защиты несколько раз пыталась обратить внимание судьи Ольги Ивановой на недопустимость запутывания свидетелей и давления на них со стороны гособвинения.

В ходе прений сторон обвиняемые заявили о собственной невиновности, ссылаясь на отсутствие состава преступления, потерпевших по делу, а также фактов, подтверждающих их виновность, а адвокат Баринова Сергей Вишняков попросил у суда полного оправдания, компенсации, реабилитации и восстановления в должности своего подзащитного. Гособвинитель, тем не менее, потребовал приговорить Баринова к десяти годам колонии общего режима, Горяева - к девяти, а Гаврилова - к семи годам лишения свободы.

И вот неожиданный финал полуторагодового дела - в результате суд признал Баринова и двух его бывших подчиненных виновными только по одному эпизоду из 12, все по тому же "квартирному делу", и приговорил всех троих к трем годам лишения свободы условно, после чего они были освобождены в зале суда. В доказательстве всех остальных эпизодов преступной деятельности бывшего губернатора гособвинение потерпело полное фиаско - да и в том единственном, который был принят судом во внимание, победу можно считать столь же условной, как и приговор, который уже собираются обжаловать обе стороны.

Выступая на пресс-конференции после освобождения, Баринов заявил, что свое пребывание в СИЗО оценивает с позитивной точки зрения. "Мне лично оно пошло на пользу: похудел на 26 килограммов, было много времени подумать, переосмыслить некоторые вещи в этой жизни", - цитирует бывшего губернатора НАО ИА "Двина-Информ".

И надо сказать, он действительно легко отделался. Кого за это следует благодарить - господа бога, неквалифицированную работу прокуратуры, мужество судьи, пошедшей против "линии партии", или, наоборот, изменение направления этой самой линии где-то там, наверху, сказать невозможно. Только слово "правосудие", как обычно, особенно когда речь идет об уголовных делах чиновников высшего звена, как-то не возникает. Тут в дело вступают величины совсем другого порядка - нефть, например.

Татьяна Щеглова

< Назад в рубрику