Не прошло и двух дней с того момента, как бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили выступил с разоблачительными заявлениями в адрес первых лиц государства, как власть нанесла ответный удар. Вечером 27 сентября новоявленный оппозиционер был задержан в офисе собственной партии. Прокуратура обвинила его в целом ряде преступлений: от вымогательства до отмывания денег.
Еще вчера Окруашвили, бросившего вызов своим бывшим соратникам, называли самым опасным противником президента Михаила Саакашвили. Оппозиционные партии вели с ним переговоры об альянсе. По данным грузинских СМИ, в регионе Шида Картли, которым до недавнего времени руководил сторонник Окруашвили, за министра-отступника уже поднимали тосты как за "нового вождя" и "будущего президента".
Как выразился один из представителей грузинской оппозиции, Окруашвили объявил властям "смертельную войну". Однако эту войну он, похоже, уже проиграл. Власти показали, что подготовились к противостоянию гораздо лучше. Против отступника были задействованы сразу несколько силовых структур, при этом был использован компромат, полученный от его задержанных ранее сторонников. В активе же самого Ираклия Окруашвили оказались только громкие, но ничем не подтвержденные обвинения в адрес президента и его окружения.
Бывший министр не успел даже зарегистрировать свою партию. Учредительный съезд движения "За единую Грузию" планировалось провести в середине ноября, а до этого времени партийцы должны были ездить по регионам и агитировать местное население. Все это довольно важно, если учесть, что в одном из последних заявлений, сделанных на свободе, Ираклий Окруашвили пообещал "ориентироваться на выборы и бороться с властью только политическими методами". Ранее, говоря о том, как избавиться от "нечисти во властных структурах", он намекал на "революцию роз".
Вечером 27 сентября Окруашвили, как пишет "Время новостей", как раз должен был выехать по партийным делам в Восточную Грузию. Около 21:00 по местному времени здание, где располагается офис партии "За единую Грузию", окружила полиция. По данным грузинского телеканала "Имеди", в задержании участвовали как сотрудники криминальной полиции МВД, так и финансовые полицейские, которые подчиняются грузинскому министерству финансов.
Помимо самого Ираклия Окруашвили были задержаны его охранники и водитель. Как сообщал корреспондент "Интерфакса", полиция вывела из здания шесть человек в наручниках. Затем начались обыски: в самом офисе, в тбилисской квартире Окруашвили и в доме его родителей, которые живут в селе Тквиави Горийского района (регион Шида Картли). Что там искала полиция - неизвестно. Некоторые СМИ сообщили, что из дома в селе Тквиави были изъяты охотничьи ружья, но позднее эта информация не подтвердилась.
Как выяснилось на брифинге, который тем же вечером провел заместитель генпрокурора Грузии Николоз Гварамия, компромат на Окруашвили собирали сразу несколько структур. Расследование, по словам Гварамии, велось более года. В нем участвовали Генпрокуратура, Служба доходов Минфина и военная полиция. И даже, как сообщил телеканал "Имеди", министр по экономическим реформам Каха Бендукидзе. От него, как сообщил журналистам сам Бендукидзе, прокуратура получила часть материалов, на основании которых был задержан деловой партнер Окруашвили, пресс-секретарь президента Дмитрий Китошвили.
Прокуратура предъявила оппозиционеру обвинения сразу по четырем статьям: "вымогательство", "отмывание денег", "злоупотребление полномочиями" и "халатность". По сути, в его дело попали большинство эпизодов, по которым, как ранее писала пресса, обсуждая возвращение Окруашвили и ответные действия властей, - его могут привлечь к ответственности.
Бывшему министру припомнили и крупную растрату, которая якобы произошла в военном ведомстве в то время, когда им руководил Окруашвили (как утверждает следствие, речь идет о десятках миллионов долларов), и вымогательство акций сотового оператора GeoCell, по подозрению в котором ранее был арестован пресс-секретарь президента.
Кстати, Дмитрий Китошвили уже освобожден из-под стражи. Пресс-секретарь президента вышел под залог после того, как дал показания против Ираклия Окруашвили, которого пресса называла его соратником и деловым партнером. По словам заместителя генпрокурора, правоохранительные органы заключили с Дмитрием Китошвили некое "процессуальное соглашение", поскольку его показания "прояснили многие факты".
Наконец, прокуратура не забыла и об эпизоде с покупкой дома в центре Тбилиси, в котором Окруашвили разместил офис своей новой партии. Следствие утверждает, что бывший министр и его соратники приобрели здание по фиктивной стоимости, чтобы не платить налоги. В этом случае против лидера партии "За единую Грузию" дал показания бывший хозяин дома, некий гражданин Амираджиби. Сам Окруашвили в интервью грузинским СМИ заявил, что продавец дома согласился свидетельствовать против него под давлением властей.
После задержания бывший министр заявил, что не признает себя виновным ни по одному пункту обвинения и не собирается присутствовать на заседаниях суда. Все обвинения, выдвинутые властями, он расценил как "сведение счетов", и добавил, что считает себя политзаключенным.
Оппозиция не бросила его в беде. Представители различных политических движений собрались на митинг в центре Тбилиси, чтобы таким образом выразить солидарность с Ираклием Окруашвили и призвать власти к ответу. Через своего адвоката он передал собравшимся послание, в котором поблагодарил их за поддержку и призвал "объединяться, чтобы избавиться от трусливого тирана Саакашвили". При этом он сделал оговорку, что бороться следует "всеми правовыми методами". Очевидно, учел, что к обвинениям в его адрес власти легко могут добавить и "организацию массовых беспорядков".
На митинге, проходившем на проспекте Руставели, звучали самые разные лозунги. Соратники Окруашвили из партии "За единую Грузию", разумеется, требовали его освобождения. А вот у представителей других оппозиционных движений превалировали политические требования к власти. Лидер Народной партии Коба Давиташвили, в частности, заявил, что цель акции не в том, чтобы добиться свободы для бывшего министра, а в том, чтобы выступить против коррумпированной власти. Политик добавил, что задержание Ираклия Окруашвили служит доказательством тех обвинений, с которым он выступил в адрес президента.
Кстати, Михаил Саакашвили, который улетел в Нью-Йорк еще до того, как его бывший соратник обвинил его в коррупции и организации политических убийств, до сих пор не вернулся в Грузию. По словам главы МИДа Гелы Бежуашвили, президент не собирается менять свой график. Прямо из США он собирается вылететь в Грецию, в которой 1-2 октября должен пройти его официальный визит. В Тбилиси появились слухи о том, что Саакашвили все же прервал свою поездку и вернулся в Грузию (об этом, как сообщает Грузия Online, заявила в частности представительница Республиканской партии Тина Хидашели), однако какого-либо подтверждения эти слухи не получили.
Отсутствие президента в определенной степени развязало руки силовым структурам на тот случай, если бы они захотели разогнать митинг. Михаил Саакашвили, отметим, не в первый раз дистанцируется от действий правоохранительных органов, которые можно расценить как давление на оппозицию. Так, в сентябре прошлого года, когда в Грузии прошли массовые аресты оппозиционеров, обвиненных в попытке переворота, глава государства находился в Польше. При этом операция по задержанию "заговорщиков", как утверждают силовики, готовилась давно, и президент не мог о ней не знать.
Впрочем, едва ли оппозиционеры, собравшиеся на проспекте Руставели, представляли для власти серьезную угрозу. На митинге, правда, звучали призывы к новой "революции роз" и предложения не расходиться, пока Саакашвили не уйдет в отставку. Однако организаторы акции, по словам депутата Гии Тортладзе, который входит в движение "За единую Грузию", все же решили приостановить митинг и снова собраться в ближайшие дни. Он также объявил о создании "комитета национального спасения", который должен разработать "план мирной смены власти в Грузии". В переводе на простой язык это значит, что революция отменяется.
У Окруашвили в этой ситуации осталось не так уж много ресурсов. Очевидно, что для оппозиции он был гораздо более интересен в роли противника Саакашвили и обладателя компромата, чем простого политзаключенного. Теперь ему придется ждать, пока сработает "план мирной смены власти", который помог бы ему выйти на свободу. Если не сработает - остается надеяться разве что на новую революцию. Которая, правда, произойдет уже без его участия.