Россия
20:05, 4 октября 2007

Либеральный мессия Ходорковскому осталось лишь верить

Андрей Кузнецов

Бывший глава нефтяной компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский, осужденный за финансовые махинации и отбывающий наказание в Читинской области, обратился к общественности с текстом под названием "Мораль и справедливость", опубликованном на сайте Всероссийского гражданского конгресса. Экс-олигарх размышляет над тем, что либеральные ценности в России могут быть привиты только через Веру.

Михаил Ходорковский делает вывод, что существующая в современном российском общественном сознании мифология не только не дает позитивной установки к развитию страны, но и заводит ее в тупик. Бывший глава "ЮКОСа" приводит в пример миф о том, что приватизация его компании была "несправедливой". Ходорковский признает, что в начале 1990-х большинство граждан России не смогли грамотно воспользоваться предоставленными им возможностями из-за отсутствия в стране полноценного фондового рынка.

По его мнению, государство не должно было пускать приватизационный процесс на самотек, а ваучеры следовало аккумулировать в закрытых фондах, обеспеченных государственными гарантиями. Предприниматель возлагает на себя, а также на своих коллег и единомышленников ответственность за то, что люди фактически сами себя обманули в ходе приватизации.

Главным выводом, к которому приходит Ходорковкий, является то, что основные либеральные ценности, а именно "человек рожден со стремлением к свободе и счастью", являются предметом Веры (это слово Ходорковский пишет с заглавной буквы), а не прагматической аргументации. Проблема российских либералов, по его мнению, заключается в том, что они "по историческим причинам" далеки от веры, и не могут серьезно относиться к подобному аргументу.

В своем послании Ходорковский пишет о том, что российскому обществу необходимо жить по законам морали, в том числе тем, которые изложены в библейских текстах. Он подчеркивает, что Россия станет демократическим правовым государством, только если общественное сознание перестанет оправдывать "вульгарный прагматизм", а люди убедятся, "что они, в глубине души, не просто хотят жить по совести, а не могут быть счастливы, живя по-другому".

Ходорковский и сам извиняется за "излишне высокий стиль", которым написано его обращение, посвященное дискуссии политиков, философов и экономистов о судьбах России, которая состоялась в рамках "Ходорковских чтений", прошедших в Москве минувшим летом. Участники форума, как и другие представители либеральной интеллигенции, неоднозначно восприняли откровения бывшего олигарха, о чем и поведали радиостанции "Эхо Москвы".

Социолога Ольгу Крыштановскую, принимавшую участие в "Ходорковских чтениях", его обращение настолько смутило, что она засомневалась в его подлинности. По ее словам, этот текст резко отличается от других текстов Ходорковского большим количеством грамматических ошибок и невнятным изложением, так что "не очень ясно осталось, что он отчетливо хочет сказать".

Однако сопредседатель Всероссийского гражданского конгресса Георгий Сатаров уверяет, что письмо подлинное, отмечая вместе с тем, что и у него есть вопросы по тексту. Он объяснил тот факт, что текст имеет несколько странный вид, тем, что автор быстро надиктовывал его своим адвокатам, а перед публикацией на сайте конгресса его редактировать не стали.

Бывший экономический советник президента России Андрей Илларионов отказался от заочной дискуссии с человеком, находящимся в местах лишения свободы, поскольку считает это некорректным. При этом он в основном согласился с критикой, высказанной автором обращения в адрес российских либералов.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева отмечает, что Ходорковский "перестал быть бизнесменом не только на практике, но и в своих мыслях". Она полагает, что это произошло с ним еще до ареста, а "те испытания, которые выпали на его долю, способствовали этим размышлениям". Правозащитница также сказала, что письмо написано человеком, пережившим катарсис.

По мнению Алексеевой, вывод о необходимости Веры традиционен для людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Она сожалеет, что к подобным выводам приходят единицы политиков и бизнесменов.

По сути Ходорковский в своем новом обращении лишь развивает тезисы, изложенные в его предыдущих статьях. В частности, еще в 2004 году, рассуждая о кризисе российского либерализма и путях его преодоления, он завершал открытое письмо сентенцией о том, что для установления в стране свободы в нее необходимо верить.

Спустя год Ходорковский предрек России необходимость"левого поворота", в ходе которого к власти придут прокоммуннистические силы. По его мнению, страна должна пройти через социал-демократическую стадию, которая позволит большинству населения адаптироваться к смене экономической формации.

Рассуждения Ходорковского о вере, морали и справедливости лежат в русле его прежних воззрений. Возможно, некая сумбурность изложения объясняется отчасти и тем, что материалы дискуссии попали к нему спустя несколько месяцев после ее завершения. Поэтому комментарии к уже закрытым постам выглядят вне контекста несколько нелепо.

Лавры российского Фукуямы Ходорковскому вряд ли светят. Он опоздал не только со своими комментариями, но и с идеями, причем века на полтора. В принципе эта проблема всей российской интеллигенции, как либеральной, так и православно-националистической, которая делает или пытается делать вид, что на дворе эпоха промышленного капитализма. Разрыв между мышлением и окружающей действительностью может оказаться фатальным как для доморощенных философов, так и для тех, кто воспользуется их советами. Ведь хотя история имеет свойство повторяться, но на каждом ее витке человечеству, а также составляющим его отдельным сообществам и индивидуумам приходится делать выбор, для которого прошлый опыт уже неприемлем.

< Назад в рубрику