Пятницу 19 октября, двадцатую годовщину "черного понедельника" 1987 года, американские трейдеры запомнят надолго - индексы рухнули. Несколькими часами ранее закрылись в минусе европейские рынки. В понедельник же российские трейдеры взяли американское понижение за образец.
В конце недели Dow Jones в один день потерял свыше 350 пунктов, опустившись на 2,64 процента до 13522 пунктов. Индекс Nasdaq, до сих пор сопротивлявшийся негативным рыночным тенденциям, рухнул на 2,65 процента до 2725,16 пункта. Показатель S&P 500, потеряв 2,56 процента, чуть не нырнул ниже психологически важной отметки в 1500 пунктов.
Конечно, по сравнению с настоящим "черным понедельником", когда Dow Jones потерял 22,6 процента, 19 октября 2007 года не дотягивает. Кроме того о причинах обвала 1987 года до сих пор гадают экономисты. Корни нынешнего гораздо яснее.
Воедино сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, один за другим появилось несколько отчетов (как от международных организаций, так и корпоративных) о неудовлетворительном состоянии экономики США. Об этом уже не понаслышке знали валютные и нефтяные трейдеры. Первые опустили курс американской валюты до рекордно низкой отметки в 1,4318 доллара за евро. Вторые подняли стоимость барреля нефти до 90 долларов.
Но главной причиной является никак не успокаивающийся мировой финансовый кризис. Прибыль сразу нескольких крупных банков сократилась из-за ставших непривлекательными ипотечных облигаций и нехватки денежных средств. Кроме того, агентство Standard&Poor's решило пересмотреть рейтинги 1400 ипотечных бумаг в сторону понижения. Это уже второе такое снижение рейтингов за неделю.
Крайняя нужда в средствах
К 16 часам 22 октября индексы РТС и ММВБ снизились на два процента. Более чем на три процента просели акции "Лукойла", на 2,88 процента - Сбербанка, на 1,89 - "Газпрома". Дешевело абсолютно все, и цены на нефть, находящиеся у исторических максимумов, не помогли рынку.
Мировой кризис и падения котировок не лучшим образом отражаются на российских финансах. Новое правительство, только начавшее бороться с инфляцией в стране, обнаружило, что отечественным банкам не хватает денег. За рубежом взять их непросто - пострадавшие от кризиса коллеги дадут в долг не каждому. Провалились и надежды превратить в деньги огромные портфели ипотечных кредитов. Теперь иностранные финансисты и слышать не хотят о бумагах, основанных на жилищных ссудах, - те их сильно подвели.
Центробанк в середине ноября готовится дать банкирам новый инструмент для получения средств. Главный банк страны собирается кредитовать банкиров под еврооблигации российских корпораций. Это позволит влить в финансовую систему около 250 миллиардов рублей.
Помощником Центробанка, возможно, станет и Минфин. Он готовится размещать остатки средств казначейства в коммерческих банках. Когда-то бюджетными средствами уже распоряжались специально уполномоченные банки. Это приводило к задержками зарплат бюджетам, долгому прохождению платежей и нецелевому расходованию госсредств, ненадолго попавших в частные руки. Надо думать, теперь чиновники придумают что-то более надежное - речь идет ни много ни мало о полутора триллионах рублей. Огромная сумма, которая, попав в экономику, еще больше ускорит рост цен.
Сами банки тем временем готовятся к большим переменам - лидер потребительского кредитования "Русский стандарт" в августе, в разгар ипотечного кризиса, согласился с Генпрокуратурой и отменил комиссии по кредитам. Вскоре он начал пересмотр требований к заемщикам и на небольшой период приостановил выдачу кредитов наличными и ипотечных кредитов. Рейтинговое же агентство Fitch, в свою очередь, начало пересмотр рейтинга "Русского стандарта", снизив прогноз по нему со "стабильного" на "негативный".
Один из лидеров ипотечного банкинга, Москоммерцбанк, ужесточил критерии для выдачи кредитов, а также поднял по ним процентные ставки. Аналитики связали это со сложностями у его материнской структуры, казахстанского Казкоммерцбанка. В Казахстане, где доля иностранных заимствований еще выше, чем в России, тяжелее переживают кризис.
Даже государственное агентство по ипотечному жилищному кредитованию, выкупающее у банков кредиты, дрогнуло перед лицом кризиса. Оно решило возложить на банки часть ответственности за просрочку выплат по ссудам. Это означает, что неспособность выплат по ипотеке стала представлять для госагентства серьезную угрозу.
Владимир Путин на прямой линии твердо заявил, что банковского кризиса не будет. Тем не менее, слово "кризис" уже употребляется чиновниками, заявляющими, что они делают все для его предотвращения.
С вырвавшейся из-под контроля инфляцией они тоже борются изо всех сил. Что толку.