Мир
22:50, 29 октября 2007

Королева Кристина Новым президентом Аргентины стала жена действующего главы государства

28 октября в Аргентине состоялись президентские выборы. Победу на них со значительным перевесом одержала супруга действующего главы государства Нестора Киршнера - 54-летняя Кристина Фернандеc Киршнер. По итогам обработки 75 процентов бюллетеней она набрала 43,55 процента голосов. Чтобы победить в первом туре выборов, кандидат должен набрать 45 процентов голосов или 40 процентов с отрывом в 10 процентов от других кандидатов. По крайней мере, одно из условий выполнено: 13 конкурентов Кристины безнадежно отстали.

Официально Кристина Киршнер должна вступить в должность 10 декабря. Она стала первой за всю историю Аргентины женщиной, избранной на этот пост. Но не первой, кто управлял государством к качестве президента: в 1974 году Изабель Мартинес Перон заняла пост президента по смерти своего мужа Хуано Доминго Перона, будучи не только его третьей женой, но и вице-президентом.

В победе Кристины Киршнер мало кто сомневался. Накануне выборов многочисленные опросы отдавали ей от 40 до 47 процентов голосов. Однако, как единодушно отмечают наблюдатели, победой она обязана своему мужу - Нестору Киршнеру.

За время его президентства Аргентина справилась с последствиями тяжелейшего финансового кризиса, потрясшего страну в 2001-2002 годах, приведшего к резкому обнищанию населения и росту социальной напряженности.

При Киршнере рост ВВП составил 8-9 процентов в год. Значительно снизилось число безработных. Более того, непосредственно перед выборами Нестор Киршнер сделал своей жене щедрый предвыборный подарок: повысил уровень минимальной заработной платы, пенсии и социальные пособия, одновременно снизив имущественный налог.

Так до конца и не ясно, почему Киршнер сам не пошел на второй строк. Отмечается, правда, что с начала года его популярность упала с 67 до 45 процентов. Вероятно, Киршнер посчитал, что лучше провести смену политических лиц, сохранив при этом основные направления своей политики. Кроме того, по некоторым данным, он хотел уйти в тень в связи с подозрениями в коррупции, а кроме того надеется использовать паузу для организации новой политической партии левоцентристского толка и подготовить свое возвращение во власть.

Таким образом, Кристине оставалось только пообещать, что она будет продолжать политику мужа. Это тем более легко было сделать, что ее считают главным советником, помогавшим Нестору Киршнеру в работе. Главным лозунгом предвыборной компании Кристины Киршнер стало "продолжение изменений". Большего, как оказалось, и не надо. Аргентинцы хотят изменений, но не хотят смены курса. Свою предвыборную кампанию Кристина вела очень умело, заявив избирателям: "У всех нас есть мечты, которые еще предстоит осуществить", - и отказавшись от любых теледебатов со своими оппонентами.

Широкую поддержку Кристине и ее "Фронту за победу", объединяющему перонистов, радикалов и бывших социалистов, оказывали бедные слои населения и рабочие, условия жизни которых значительно улучшились за время президентства Киршнера. В избрании "Королевы Кристины", которую отличает склонность к яркому макияжу и дорогой шикарной одежде, они видят гарантию роста своего благосостояния.

Тем не менее было бы неверно рассматривать Кристину как политика левого толка, главная цель которого улучшить положение нуждающихся и трудящихся масс за счет крупного капитала. В принципе, само политическое и общественное движение перонистов, если не принимать во внимание многочисленные разногласия между его различными течениями, образовалось вокруг доктрины "хустисиализма" - справедливого общества "третьего пути" между капитализмом и социализмом. В этом плане показательно, что больше половины своей предвыборной кампании Кристина Киршнер провела не в общении с избирателями, а в поездках по Европе, США и странам Латинской Америки, чтобы привлечь в Аргентину новых инвесторов.

Также неверно было бы рассматривать Кристину исключительно в роли проводника идей своего мужа. В самой Аргентине ее часто сравнивают с Хилари Клинтон или другой аргентинской легендой Эвой Перон, второй женой знаменитого президента. Журналистка Ольга Ворна (Olga Wornat), написавшая биографию Кристины, характеризует ее как "образованную, сильную, великодушную, порой заносчивую, эмоционально неуравновешенную, но при этом незаменимую".

Политическая карьера Кристины Киршнер разворачивалась параллельно с карьерой ее мужа, но не в тени. Адвокат по профессии, она познакомилась с Нестором Киршнером в 70-х годах, когда оба учились на юристов в Ла Плате и были молодыми перонистами левого толка. Во времена военной диктатуры 1976-83 годов они укрывались на юге Аргентины в Патагонии. В 1989 году Нестор стал мэром своего родного города, а Кристина была избрана депутатом в национальный парламент. В 1993 году она стала сенатором. В 1995 году Киршнер получил пост губернатора, а в 2003-м был избран президентом. В 2005 году Кристина вновь стала сенатором от самой густонаселенной провинции Буэнос-Айрес.

Она никогда не скрывала своих политических амбиций. После того как ее муж стал президентом, она, не стесняясь, говорила "мы", комментируя его политические инициативы. Темперамента своего она тоже не скрывала. Очень хороший оратор, Кристина Киршнер порой увлекалась и позволяла себе называть, в частности журналистов, "ослами" и "тупицами". Как отметил социолог Торквато Ди Телла (Torcuato Di Tella), то, что Кристина сменит Нестора в президентском кресле, ничего не изменит - "властная пара" будет продолжать управлять так, как управляла раньше. Оба работают как одно политическое предприятие.

Похоже, что подобная семейственность аргентинцев не особенно пугает. Напротив, этому факту придают даже некую романтичность. К примеру, символом супружеской пары Киршнеров стали два пингвина, в память о годах, когда они скрывались в Патагонии. Сторонники Кристины активно потрясали многочисленными надувными пингвинами во время ее предвыборных митингов. И победили.

< Назад в рубрику