Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Крупнобуржуазный патриотизм

Рекордные "русские дни" в Лондоне

Хотя неделя русских торгов в британской столице еще не завершилась, но главные торги - домов Christie's и Sotheby's - уже состоялись, и можно подводить итоги. Во-первых, похоже, что наши сверхбогатые соотечественники теперь считают делом чести скупать даже второстепенную живопись за безумные деньги. Во-вторых, в русском секторе арт-рынка до дна еще далеко, и он продолжит расти.

Если в предыдущие годы доминирование русскоговорящих покупателей в аукционных залах в "русские дни" нарастало постепенно, то к нынешним осенним торгам они составляют уже подавляющее большинство: например, по оценкам агентства Bloomberg, на Christie's их было не менее 90 процентов.

Два лота, ушедшие на Christie's за 3,3 миллиона долларов каждый, обращают на себя внимание: "Вид на храм Христа Спасителя из Кремля" любимого художника Александра III Алексея Боголюбова и "Иллюминация Кремля" Исаака Левитана. Объективно говоря, это - очень средние картины, но их бешеная дороговизна и общая тема наводит на размышления, чем же руководствовались покупатели, поставив на "дорогой каждому русскому сердцу" вид, или как это там еще в трескучей патриотической риторике зовется. Это в канун-то думских выборов. Негоже, конечно, признаваться, сколько именно стоит вид "из Кремля", но уж так получилось. Так что не исключено, что эти картины будут подарены их покупателями государству. Прецеденты в этом году уже были: и рисунок Модильяни, врученный шведами Минкульту, и коллекция Ростроповича-Вишневской, переданная Алишером Усмановым в Константиновский дворец в Стрельне.

На таком патриотическом фоне закономерно дорожает историческая живопись на русскую тему: вот уже учебно-иллюстративное пособие "Из жизни русских бояр" Константина Маковского стоит 4,2 миллиона долларов. В отсутствие больших работ на религиозную тему Михаила Нестерова взлетел в цене Николай Рерих: его картина "Сам вышел" с Сергием Радонежским ушла за 3,6 миллиона долларов, что оказалось десятикратным превышением эстимейта.

Проданное за 18,5 миллиона долларов "Ротшильдовское" яйцо Фаберже отправится в Россию в частную галерею "Русский национальный музей", которой владеет Александр Иванов, по сведениям "Коммерсанта" - бывший сотрудник органов госбезопасности. Хозяин "Русского национального музея" торговался на Christie's открыто, в зале, чем немало удивил присутствовавших. Сорвав аплодисменты по окончании торга, Иванов сказал, что его покупка "отправится в Россию".

По-прежнему жадно скупают наши соотечественники Константина Сомова: его фривольная и необременительная живопись стоит огромных денег. Хотя пятимиллионный рекорд "Русской пасторали" (продана в 2006-м) не побит, но все равно суммарные 13 миллионов за французскую коллекцию его работ - это очень много.

В июне текущего года "Сбор яблок" Натальи Гончаровой ушел с молотка за 9,7 миллиона долларов. Эту планку коллекционерам будет нелегко преодолеть, но они стараются: два примерно равных по качеству ранних натюрморта русской художницы были проданы в течение ноябрьской недели за 6,2 миллиона ("Колокольчики", Sotheby's) и 3,3 миллиона ("Ваза с сиренью", Christie's).

По-настоящему сильные и оригинальные работы русских живописцев тоже нашли своих покупателей. Во-первых, музейного качества "Натюрморт с подносом" Любови Поповой, проданный за 3,5 миллиона долларов. Эта вещь составит гордость любого коллекционера, занимающегося русским авангардом. Во-вторых, выполненный в смешанной технике и поэтому совершенно уникальный "Портрет Николая Тихонова" работы Юрия Анненкова: 4,6 миллиона долларов. В-третьих, это выдающаяся работа Бориса Григорьева "Марсельская шлюха", в русском каталоге Christie's деликатно называвшаяся "Арлот из Марселя". Картина была продана за 2,7 миллиона. А ведь еще два-три года назад Григорьевым, мало известным на Западе и почти полностью забытым у нас, никто всерьез не интересовался.

Культура00:0216 октября
Спектакль «Далеко отсюда» театра LiquidTheatre

Как большие

Эти российские театры делают вид, что они современны и независимы. Почему это не так?