4 декабря 2007 года в Малайзии открылся 9-й международный салон авиакосмической и военно-морской техники LIMA-2007. Как и прежние мероприятия, LIMA-2007 проводится на курортном острове Лангкави.
Малазийский военно-технический форум сравнительно молод - авиасалоны LIMA проводятся лишь с начала прошлого десятилетия. Однако за это время они успели завоевать популярность как среди производителей, так и среди покупателей вооружения и военной техники - в работе LIMA-2007 принимают участие свыше 600 предприятий из 30 стран мира.
В отличие от западных выставок в Ле Бурже и Фарнборо, LIMA, наравне с Жуковским, Чжухаем и другими форумами России и развивающихся стран традиционно привлекает большое внимание российских и экс-советских производителей оружия. Именно на этих мероприятиях заключаются договоры о поставках истребителей семейства Су-27 и боевых кораблей российского производства. И только здесь, а не в Англии и Франции, где делают погоду гиганты мировой индустрии, российский производитель чувствует себя почти как дома.
Выставка в Малайзии уступает только МАКСу по количеству представленных самолетов российского производства. На LIMA-2007 завезены различные модификации истребителей Су-27, Су-30, Су-35 и бомбардировщик Су-34, а также большое количество вертолетов, что достигает 90 процентов производственной линейки российских пилотируемых аппаратов военного назначения. В воздухе из российских боевых самолетов можно будет увидеть СУ-27 пилотажной группы "Русские витязи" и истребители МиГ-29 малазийских ВВС. Гражданское авиастроение продемонстрирует перспективный самолет SSJ. Разработчики новинки рассчитывают на успешные продажи самолета авиакомпаниям региона.
Помимо авиатехники, страны региона традиционно приобретают военно-морскую технику российского производства, что объясняет активное участие в работе салона российских кораблестроителей. В Малайзии представлены как корабли - эсминец проекта 956, фрегаты проектов 11356 и 1154, корвет проекта 20382 и судно на воздушной подушке "Мурена", так и подлодки - традиционный проект 636 (Kilo по классификации НАТО) и новейший 877. Подлодки демонстрируются в комплексе с противокорабельными ракетами 3М54 "Клаб-С", запускаемыми через торпедные аппараты.
Наиболее активными покупателями российского вооружения в регионе являются Индия, Китай, Индонезия, Малайзия. Российскую технику также приобретают Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Филиппины и ряд других стран ЮВА. Контракты со странами ЮВА, заключенные в начале 90-х годов, позволили российской военной промышленности пережить кризис, в который она попала с распадом СССР, в связи с почти полным прекращением закупок вооружения для собственных войск. Кроме того, рынок ЮВА позволяет сравнивать возможности российской техники с конкурентами как из нижней ценовой категории - китайского производства, так и из высшей - европейского и американского. И то, что истребители семейства Су-27 пользуются в Юго-восточной Азии большей популярностью, чем самолеты китайского и американского производства, говорит об идеальном, с точки зрения местных военных и политиков соотношении цена-качество.
Популярность российской техники в развивающихся странах была подтверждена уже в первый день работы салона. По сообщениям СМИ, на LIMA-2007 заключены контракты на поставку самолетов Су-30 разных модификаций для ВВС Малайзии и Алжира, а также утвержден контракт на лицензионную сборку 40 Су-30МКИ в Индии.
Какова будет общая сумма контрактов на закупку российской техники, заключенных на LIMA-2007, пока предсказать нельзя. Салон может стать очень успешным, особенно, если на нем будут заключены традиционно дорогостоящие договоры на поставку боевых кораблей. Такая возможность существует - переговоры о возможном приобретении российских кораблей и субмарин ведут многие страны региона. И, в любом случае, можно быть уверенным, что взять свое российской промышленности на LIMA-2007 никто не помешает. Позиции, завоеванные за тридцать лет советской активности в регионе и 15 лет новейшей истории, позволяют надеяться на успешное развитие отношений с традиционными покупателями российского оружия.