Фильмы, у которых вместо названий - цифры, сиквелы за номерами два, три и далее, фильмы, снятые с использованием новейших цифровых технологий: простая и не очень арифметика не оставляла зрителя ни на минуту в этом году. Кроме того, наблюдались небывалое возрождение госкзаказа на кино и с трудом удовлетворяемый спрос на отдельные жанры.
Речь о том, что государство закажет кому-то из известных режиссеров богатое историческое кино про Смуту, зашла впервые года два с половиной назад. Довольно скоро стало известно, что выбор пал на Владимира Хотиненко. Режиссеру "Макарова" и "72 метров" поручили снять нечто, доступно объясняющее широким массам, что мы все-таки празднуем теперь каждый год 4 ноября. Хотиненко внял просьбам и снял большое костюмное кино "1612", очень условно соотносящееся с историческими событиями, зато наглядно демонстрирующее народное единение. Десятимиллионная картина не вызвала оживления у зрителей, не говоря уже о критиках, зато ею можно хорошо иллюстрировать главную тенденцию года: госзаказ на мягкое патриотическое кино, которое нас ни с кем не поссорит (например, Хотиненко очень стремился не обидеть поляков).
Продюсировал "1612" Никита Михалков, для которого число "12" в этом году вообще ключевое. Уж его-то картина под этим самым названием получила такую поддержку, о какой другим кинематографистам и мечтать не стоит: фильм был посмотрен и одобрен на высочайшем уровне. Смелая мысль сделать римейк классической судебной драмы Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин" в актуальном чеченском контексте была реализована с михалковским размахом, то есть с привлечением лучших актерских сил и максимальной поддержки СМИ. Никита Сергеевич получил на Венецианском кинофестивале специальный приз, и не приходится сомневаться, что картина станет фаворитом всех отечественных кинопремий по итогам 2007 года.
Этими двумя картинами "цифровые" и патриотические экзерсисы наших кинематографистов не исчерпываются. Третье "числовое" заглавие сезона - "1814", детектив о лицеистах Андреса Пуустусмаа, попытка вручить молодежи некоторое количество красивых картинок к набившим в школе оскомину разговорам о блистательном первом наборе лучшего учебного заведения России.
Дополняет сюжет об увлекательном костюмном кино на патриотические темы полнометражка Олега Ряскова "Слуга государев", которую авторы легко могли бы назвать "1709", раз в ней речь идет о Полтавской битве, но не назвали.
По-видимому, прошлогодний "Волкодав" окончательно узаконил кинофикацию истории и неизбежно следующую из нее кинофикцию. Это не хорошо и не плохо, отечественный кинематограф проходит этот этап не в первый раз.
Кстати, чеченская тема, в реальной жизни еще совершенно не исчерпанная, чтобы не сказать не початая, тоже перекочевала в ряд мифологизируемых, то есть годных для переноса на экран. Поэтому кроме "12" в этом году зрителям показали еще и "Александру", детище Александра Сокурова, драму о русских и, в меньшей степени, чеченцах, снятую в Ханкале и Грозном так, что в кадре не звучит ни единого выстрела. Очень спокойная, ровная, лаконичная и красивая картина, сделанная специально под Галину Вишневскую, играющую в ней главную роль, объездила большие кинофестивали, но ни призов, ни какой-то внятной реакции сверху не снискала. Впрочем, Сокуров - не Михалков, у него всегда звучит "одинокий голос человека".
Популистского кино в этом году было хоть отбавляй. Главной бомбой, как и ожидалось, стала "Ирония судьбы. Продолжение", снятая Тимуром Бекмамбетовым, самым голливудским режиссером из соотечественников. Хотя фильм изобилует весьма навязчивой рекламой и "дозоровские" приемы Бекмамабетова выпирают, в картине все равно чувствуется дух времени, и она точно не канет в безвестность после окончания своего заранее успешного проката. Обреченным на успех был и сиквел "Боя с тенью": хотя от продолжения боксерского боевика самоустранился автор первой части Алексей Сидоров, на "Реванш" Антона Мегердичева поклонники первой части валили валом.
Дорогие по нашим меркам боевики раскручивались в этом году массированно и навязчиво: особенно навязли в зубах "Консервы", "Параграф 78" и "Код Апокалипсиса", ничем в итоге, кроме громких имен (Марат Башаров, Гоша Куценко, Анастасия Заворотнюк и Венсан Перес), не запомнившиеся пустышки.
С комедиями и мелодрамами, имеющими, по мнению прокатчиков, небольшую, но устойчивую и лояльную аудиторию, в 2007-м все тоже обстояло богато: "Май", "Кука", "Одна любовь на миллион", "Руд и Сэм", "День выборов". Остается вспомнить еще "7 кабинок" Дмитрия Месхиева да "Внука Гагарина". Первый фильм, несмотря на весь свой антигламурный пафос, зрители решительно не полюбили, а прокат второго так и не состоялся из-за беспрецедентного судебного иска.
От всеобщего любимца Алексея Балабанова, легко завоевавшего год назад широкие массы зрительниц и зрителей красивой драмой "Мне не больно", никто не ожидал такого подвоха, как "Груз 200". Мрачнейшая, почти фотореалистическая история о людях эпохи позднего социализма, датированная 1984 годом и приправленная тошнотворной музыкой того времени, взбесила критиков и прокатчиков, привела к скандалу на "Кинотавре" и с большим трудом вышла в прокат. Но балабановский фильм, как нам кажется, - фильм безжалостный и пристрастный в той же степени, что и, скажем, абсолютно выдающийся и столь же абсолютно непересматриваемый "Хрусталев, машину!" Алексея Германа.
Алексей Звягинцев, на которого зачем-то прилепили ярлык сверхэлитарного режиссера, однажды уже добившийся успеха в Венеции, сумел завоевать главный для нас в этом году международный киноприз. Константин Лавроненко, снявшийся в "Изгнании", втором полнометражном фильме Звягинцева, получил в Каннах премию за лучшую мужскую роль, чего, кажется, никогда раньше не случалось с нашими актерами-мужчинами. Если бы прокатчики "Изганания" подождали выхода на экраны сериала Сергея Урсуляка "Ликвидация", то кассовая судьба картины сложилась бы куда лучше: теперь-то и широкий зритель знает, какое сокровище этот Лавроненко.
Безукоризненная работа Алексея Попогребского "Простые вещи", собравшая кучу призов на "Кинотавре" и явный фаворит ближайшей "Ники", относится к тому же разряду фильмов, что и "Возвращение" с "Изгнанием" Звягинцева: их никогда не удастся преподнести массовому зрителю. Эти картины вечно будут за бортом мейнстримного кино, а жаль, конечно.
Телевизионный сезон 2007 года получился довольно литературоцентричным: Так, Николай Досталь поставил "Завещание Ленина" по рассказам Варлама Шаламова, чье столетие, к счастью, не прошло незамеченным. Дмитрий Святозаров адаптировал "Преступление и наказание" и собрал не слишком много хвалебной критики и достаточно нелестных сравнений со старым фильмом, в котором играли Георгий Тараторкин и Иннокентий Смокутновский. Интернациональный проект "Война и мир" Роберта Дорнхельма вызвал сильное раздражение решительно у всех зрителей. И, похоже, только один телепроект собрал по-настоящему большую охапку положительных отзывов: это упомянутая выше "Ликвидация" Сергея Урсуляка, на редкость обаятельный фильм, равно понравившийся и на Украине, и в России.
У "них", то есть в Голливуде, все в этом году было подчинено стрельбе сиквелами: за год зрители увидели вторую "Фантастическую четверку", третьих "Человека-паука", "Пиратов Карибского моря" и "Шрека". Шпионский триллер о Джейсоне Борне тоже обзавелся третьей частью, равно как и комедийный экшн о друзьях Оушена - в этом году их оказалось уже тринадцать. Фанаты "Гарри Поттера" дождались уже пятого фильма о приключениях учеников школы Хогвартс.
Бешеный успех сопутствовал фильмам, где использовались новейшие технологии захвата изображения ("Беовульф" Роберта Земекиса) или сложные графические решения и спецэффекты ("300 спартанцев"). Технически необычайно продвинутый мультик "Рататуй" с нетривиальным сюжетом и нескрываемыми франкофонскими обертонами оказался блокбастером по обе стороны Атлантики и ворвался в десятку самых кассовых фильмов года.
Главной неожиданностью года оказались "Трансформеры": ничего не предвещавший мальчишечий фильм про сборно-разборные игрушки оказался такой прокатной удачей, что в американском прокате обогнал даже третьих "Пиратов".
Самый интересный герой года - это поющий Джонни Депп в фильме-мюзикле Тима Бертона "Суини Тодд". Американские зрители получили его в канун Рождества, нашим соотечественникам, увы, придется ждать до весны 2008-го.
В 2008 году сиквельно-спецэффектная ситуация не изменится: в числе самых ожидаемых фильмов упоминаются "Мумия-3", "Индиана Джонс - 4", "Рэмбо - 4", "Джеймс Бонд - 22", "Бэтман - 7" (по новейшему исчислению, которое начинается в 1989 году), "Звездный путь - 11", "Гарри Поттер - 6" (то есть "Принц-полукровка") и "Хроники Нарнии - 2" (то есть "Принц Каспиан").
Из одиночных проектов будущего года стоит упомянуть "Железного человека" - очередной кинокомикс от Marvel, но с таким актерским составом, что жаль будет пропустить такую красоту. Кроме того, любопытно было бы посмотреть, чем обернется трансформация Тома Круза в офицера вермахта ("Валькирия"), как Киану Ривз справится с римейком "Дня, когда Земля замерла". Не меньшей интригой остается размер ущерба, который нанесет забастовка сценаристов киноиндустрии США. Она началась в ноябре, и конца-края ей пока не видно.