Культура
15:53, 27 декабря 2007

Доходчивые цифры Какое кино мы смотрели в 2007 году

Фильмы, у которых вместо названий - цифры, сиквелы за номерами два, три и далее, фильмы, снятые с использованием новейших цифровых технологий: простая и не очень арифметика не оставляла зрителя ни на минуту в этом году. Кроме того, наблюдались небывалое возрождение госкзаказа на кино и с трудом удовлетворяемый спрос на отдельные жанры.

Государственный спрос

Речь о том, что государство закажет кому-то из известных режиссеров богатое историческое кино про Смуту, зашла впервые года два с половиной назад. Довольно скоро стало известно, что выбор пал на Владимира Хотиненко. Режиссеру "Макарова" и "72 метров" поручили снять нечто, доступно объясняющее широким массам, что мы все-таки празднуем теперь каждый год 4 ноября. Хотиненко внял просьбам и снял большое костюмное кино "1612", очень условно соотносящееся с историческими событиями, зато наглядно демонстрирующее народное единение. Десятимиллионная картина не вызвала оживления у зрителей, не говоря уже о критиках, зато ею можно хорошо иллюстрировать главную тенденцию года: госзаказ на мягкое патриотическое кино, которое нас ни с кем не поссорит (например, Хотиненко очень стремился не обидеть поляков).

Продюсировал "1612" Никита Михалков, для которого число "12" в этом году вообще ключевое. Уж его-то картина под этим самым названием получила такую поддержку, о какой другим кинематографистам и мечтать не стоит: фильм был посмотрен и одобрен на высочайшем уровне. Смелая мысль сделать римейк классической судебной драмы Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин" в актуальном чеченском контексте была реализована с михалковским размахом, то есть с привлечением лучших актерских сил и максимальной поддержки СМИ. Никита Сергеевич получил на Венецианском кинофестивале специальный приз, и не приходится сомневаться, что картина станет фаворитом всех отечественных кинопремий по итогам 2007 года.

Этими двумя картинами "цифровые" и патриотические экзерсисы наших кинематографистов не исчерпываются. Третье "числовое" заглавие сезона - "1814", детектив о лицеистах Андреса Пуустусмаа, попытка вручить молодежи некоторое количество красивых картинок к набившим в школе оскомину разговорам о блистательном первом наборе лучшего учебного заведения России.

Лицеисты из фильма "1814"
Lenta.ru

Дополняет сюжет об увлекательном костюмном кино на патриотические темы полнометражка Олега Ряскова "Слуга государев", которую авторы легко могли бы назвать "1709", раз в ней речь идет о Полтавской битве, но не назвали.

По-видимому, прошлогодний "Волкодав" окончательно узаконил кинофикацию истории и неизбежно следующую из нее кинофикцию. Это не хорошо и не плохо, отечественный кинематограф проходит этот этап не в первый раз.

Кстати, чеченская тема, в реальной жизни еще совершенно не исчерпанная, чтобы не сказать не початая, тоже перекочевала в ряд мифологизируемых, то есть годных для переноса на экран. Поэтому кроме "12" в этом году зрителям показали еще и "Александру", детище Александра Сокурова, драму о русских и, в меньшей степени, чеченцах, снятую в Ханкале и Грозном так, что в кадре не звучит ни единого выстрела. Очень спокойная, ровная, лаконичная и красивая картина, сделанная специально под Галину Вишневскую, играющую в ней главную роль, объездила большие кинофестивали, но ни призов, ни какой-то внятной реакции сверху не снискала. Впрочем, Сокуров - не Михалков, у него всегда звучит "одинокий голос человека".

Народный заказ

Популистского кино в этом году было хоть отбавляй. Главной бомбой, как и ожидалось, стала "Ирония судьбы. Продолжение", снятая Тимуром Бекмамбетовым, самым голливудским режиссером из соотечественников. Хотя фильм изобилует весьма навязчивой рекламой и "дозоровские" приемы Бекмамабетова выпирают, в картине все равно чувствуется дух времени, и она точно не канет в безвестность после окончания своего заранее успешного проката. Обреченным на успех был и сиквел "Боя с тенью": хотя от продолжения боксерского боевика самоустранился автор первой части Алексей Сидоров, на "Реванш" Антона Мегердичева поклонники первой части валили валом.

Дорогие по нашим меркам боевики раскручивались в этом году массированно и навязчиво: особенно навязли в зубах "Консервы", "Параграф 78" и "Код Апокалипсиса", ничем в итоге, кроме громких имен (Марат Башаров, Гоша Куценко, Анастасия Заворотнюк и Венсан Перес), не запомнившиеся пустышки.

Гоща Куценко в "Параграфе 78"
Lenta.ru

С комедиями и мелодрамами, имеющими, по мнению прокатчиков, небольшую, но устойчивую и лояльную аудиторию, в 2007-м все тоже обстояло богато: "Май", "Кука", "Одна любовь на миллион", "Руд и Сэм", "День выборов". Остается вспомнить еще "7 кабинок" Дмитрия Месхиева да "Внука Гагарина". Первый фильм, несмотря на весь свой антигламурный пафос, зрители решительно не полюбили, а прокат второго так и не состоялся из-за беспрецедентного судебного иска.

Антинародный заказ

От всеобщего любимца Алексея Балабанова, легко завоевавшего год назад широкие массы зрительниц и зрителей красивой драмой "Мне не больно", никто не ожидал такого подвоха, как "Груз 200". Мрачнейшая, почти фотореалистическая история о людях эпохи позднего социализма, датированная 1984 годом и приправленная тошнотворной музыкой того времени, взбесила критиков и прокатчиков, привела к скандалу на "Кинотавре" и с большим трудом вышла в прокат. Но балабановский фильм, как нам кажется, - фильм безжалостный и пристрастный в той же степени, что и, скажем, абсолютно выдающийся и столь же абсолютно непересматриваемый "Хрусталев, машину!" Алексея Германа.

Алексей Звягинцев, на которого зачем-то прилепили ярлык сверхэлитарного режиссера, однажды уже добившийся успеха в Венеции, сумел завоевать главный для нас в этом году международный киноприз. Константин Лавроненко, снявшийся в "Изгнании", втором полнометражном фильме Звягинцева, получил в Каннах премию за лучшую мужскую роль, чего, кажется, никогда раньше не случалось с нашими актерами-мужчинами. Если бы прокатчики "Изганания" подождали выхода на экраны сериала Сергея Урсуляка "Ликвидация", то кассовая судьба картины сложилась бы куда лучше: теперь-то и широкий зритель знает, какое сокровище этот Лавроненко.

Постер к фильму Алексея Балабанова "Груз-200"
Lenta.ru

Безукоризненная работа Алексея Попогребского "Простые вещи", собравшая кучу призов на "Кинотавре" и явный фаворит ближайшей "Ники", относится к тому же разряду фильмов, что и "Возвращение" с "Изгнанием" Звягинцева: их никогда не удастся преподнести массовому зрителю. Эти картины вечно будут за бортом мейнстримного кино, а жаль, конечно.

***

Телевизионный сезон 2007 года получился довольно литературоцентричным: Так, Николай Досталь поставил "Завещание Ленина" по рассказам Варлама Шаламова, чье столетие, к счастью, не прошло незамеченным. Дмитрий Святозаров адаптировал "Преступление и наказание" и собрал не слишком много хвалебной критики и достаточно нелестных сравнений со старым фильмом, в котором играли Георгий Тараторкин и Иннокентий Смокутновский. Интернациональный проект "Война и мир" Роберта Дорнхельма вызвал сильное раздражение решительно у всех зрителей. И, похоже, только один телепроект собрал по-настоящему большую охапку положительных отзывов: это упомянутая выше "Ликвидация" Сергея Урсуляка, на редкость обаятельный фильм, равно понравившийся и на Украине, и в России.

Сиквелы и спецэффекты

У "них", то есть в Голливуде, все в этом году было подчинено стрельбе сиквелами: за год зрители увидели вторую "Фантастическую четверку", третьих "Человека-паука", "Пиратов Карибского моря" и "Шрека". Шпионский триллер о Джейсоне Борне тоже обзавелся третьей частью, равно как и комедийный экшн о друзьях Оушена - в этом году их оказалось уже тринадцать. Фанаты "Гарри Поттера" дождались уже пятого фильма о приключениях учеников школы Хогвартс.

Бешеный успех сопутствовал фильмам, где использовались новейшие технологии захвата изображения ("Беовульф" Роберта Земекиса) или сложные графические решения и спецэффекты ("300 спартанцев"). Технически необычайно продвинутый мультик "Рататуй" с нетривиальным сюжетом и нескрываемыми франкофонскими обертонами оказался блокбастером по обе стороны Атлантики и ворвался в десятку самых кассовых фильмов года.

Главной неожиданностью года оказались "Трансформеры": ничего не предвещавший мальчишечий фильм про сборно-разборные игрушки оказался такой прокатной удачей, что в американском прокате обогнал даже третьих "Пиратов".

Кадр из "Трансформеров"
Lenta.ru

Самый интересный герой года - это поющий Джонни Депп в фильме-мюзикле Тима Бертона "Суини Тодд". Американские зрители получили его в канун Рождества, нашим соотечественникам, увы, придется ждать до весны 2008-го.

В 2008 году сиквельно-спецэффектная ситуация не изменится: в числе самых ожидаемых фильмов упоминаются "Мумия-3", "Индиана Джонс - 4", "Рэмбо - 4", "Джеймс Бонд - 22", "Бэтман - 7" (по новейшему исчислению, которое начинается в 1989 году), "Звездный путь - 11", "Гарри Поттер - 6" (то есть "Принц-полукровка") и "Хроники Нарнии - 2" (то есть "Принц Каспиан").

Из одиночных проектов будущего года стоит упомянуть "Железного человека" - очередной кинокомикс от Marvel, но с таким актерским составом, что жаль будет пропустить такую красоту. Кроме того, любопытно было бы посмотреть, чем обернется трансформация Тома Круза в офицера вермахта ("Валькирия"), как Киану Ривз справится с римейком "Дня, когда Земля замерла". Не меньшей интригой остается размер ущерба, который нанесет забастовка сценаристов киноиндустрии США. Она началась в ноябре, и конца-края ей пока не видно.

< Назад в рубрику