Адская гадина

"Монстро" продюсера Джеффри Абрамса прогулялся по Манхэттену

Картина "Монстро", о которой шумел весь англоязычный интернет в последние полгода, выходит на российские экраны одновременно с началом проката фильма в США. Один из самых ожидаемых проектов начала 2008 года является детищем известного голливудского продюсера Джей Джей Абрамса (или Джеффри Абрамса). Придуманная им история о гигантском монстре, объявившем войну Нью-Йорку, - настолько мощный прорыв в жанре монстр-мувиз, что Годзиллу пора списывать в утиль.

В США Абрамса знают как чрезвычайно успешного продюсера сериала "Остаться в живых" ("Lost"), а уже потом как режиссера неудачной "Миссия невыполнима 3", сумевшей вернуть вложенные в нее средства лишь в мировом прокате. Когда стало известно, что Абрамс, насмотревшись с сынишкой на резиновых "Годзилл" в японском магазине, взялся за создание картины о монстре, интернет просто взорвался слухами и домыслами по поводу нового фильма.

Создатели картины (Paramount Pictures и Bad Robot, студия Абрамса), начав съемки, охраняли картину так, что в прессе, да и в интернете, практически не появилось никаких подробностей о фильме, за исключением вышеуказанных. Съемочная площадка переезжала с места на место, картина меняла одно название за другим, а в интернет командой Абрамса "сливались" тонны дезинформации.

Позже стало известно, что режиссером картины стал Мэтт Ривз, работавший ранее прежде всего над телесериалами, и снявший пару средненьких кинокартин. Автор сценария, Дрю Годдард, также работал на телевидении, создавая сюжетные линии в "Остаться в живых" Абрамса. Когда в интернет попал первый тизер, а потом и трейлер к картине, - стали ясны первые подробности сюжета.

Группа молодых людей, собравшись на вечеринку, провожает друга в Японию в его квартире на Манхэттене. Неожиданно дом, в котором проходит вечеринка, начинает трясти. Все выбегают на крышу лишь затем, чтобы увидеть начало конца привычного им мира. Огромное нечто громит город, обрушивая здания. Молодые люди спасаются из Нью-Йорка, где военные уже начали с непрошеным гостем настоящую войну.

Все происходящее снято на "ручную" камеру, от лица одного из участников неудавшейся вечеринки. Напоминает стилистику "Ведьмы из Блэр" ("Blair Witch Project", 1999)? Да, но не совсем. Смотрится картинка весьма пристойно, манера съемки совсем не раздражает, да и сопливый нос, хлюпающий в камеру в течение 10 минут, никто не показывает. У героев картины просто нет времени хлюпать.

Режиссер фильма Мэтт Ривз отмечал, что хотел показать, насколько мир подсел на новые технологии, когда частное и общественное настолько взаимосвязаны, что граница между ними размывается. В картине есть еще пара моментов, в которых, если задуматься, можно найти философские нотки: первые сцены разрушения Манхэттена напоминают события 11 сентября 2001 года, заснятые на пленку репортерами. Кроме того, в картине много ссылок на другие фильмы, самая явная из которых – оторванная голова статуи Свободы ("Побег из Нью-Йорка" Джона Карпентера).

Непривычная манера съемки стопроцентно попадает в цель, мгновенно создает эффект присутствия у зрителя в зале. Рушащиеся на глазах небоскребы, толпы мечущихся людей, давка, танки и солдаты с гранатометами, и даже огромное чудище, которое топчет жителей Нью-Йорка словно букашек, попадают в поле зрения "неопытного" оператора именно в тот момент, когда это необходимо. С помощью трясущейся камеры режиссер проводит зрителя через полтора часа ураганного экшена,
box#2073547

который временами прерывается на необходимые для развития действия диалоги персонажей. В фильме есть и немалая доля моментов, достойных приличного хоррора (к примеру сцена в туннеле подземки).

Актеры, лица которых совсем нечасто мелькают на экранах кинотеатров, только добавляют фильму достоверности. При этом девушки каким-то образом остаются все так же прекрасны, мужчины отважны, военные великодушны. С подбором актеров создатели картины не промахнулись.

Чудище из "Монстро" с самого начала было предметом многочисленных споров, но это совсем не Годзилла, не гигантский робот, и даже не наш общий друг Ктулху. Не менее кровожадный кошмар по-своему уникален и оказался гораздо сильнее, чем все его собратья по цеху. Больше про монстра ничего не скажем, на него стоит посмотреть в кинотеатре.

Картина так ловко держит зрителя в напряжении, что отвлекаться на нелепости сценария ему просто некогда. Ну да, сложно бегать стометровки на шпильках, а в вертолетах при падении пассажиры обычно не выживают. Но ляпы, равно как и умело сделанный product placement, всплывают в сознании только после титров.

К концу фильма остается непонятным только одно: почему фильм с англоязычным названием "Cloverfield" (одно из рабочих названий фильма, ставшее официальным - место, где располагается студия Bad Robot) был переведен на русский, как "Монстро". Впрочем, проблемы с переводом названий в российском прокате уже давно стали притчей во языцех.

"Монстро" - не шедевр киноискусства, но отличная картина на один раз. Фильм, который выходит в российский прокат с 18 января, стоит посмотреть, причем посмотреть именно в кинотеатре.