30 января, выступая на экономическом форуме "Россия", прошедшем в Москве, министр регионального развития Дмитрий Козак предложил сгруппировать российские регионы в семь-десять макроэкономических зон, учитывая их специализацию. По его словам, исходя из этой специализации, будет выстроена долгосрочная стратегия развития всей страны. Кроме того, Козак настаивает на необходимости предоставления регионам большей экономической самостоятельности.
Давно высказывавшиеся предположения о том, что роль Дмитрия Козака в правительстве вырастет, получили подтверждение. Носящий с виду технический характер план создания макроэкономических регионов в действительности может означать масштабное изменение баланса сил в российской политике, или, по крайней мере, в правительстве страны. Дело в том, что с новой моделью деления России необходимо будет увязать и экономическую политику в целом, и промышленную и транспортную - в частности. И, что не менее важно, именно исходя из того, как ведомство Козака поделит регионы, им будут выплачиваться федеральные субсидии, которые части из них помогают успешно развиваться, а части - просто выживать.
Другими словами, речь может идти о колоссальном росте аппаратного влияния Дмитрия Козака. Едва заметное прежде министерство регионального развития, область компетенции которого вообще трудно было понять, теперь собирается чуть ли не давать указания чиновниками минфина, министерства экономического развития и торговли, министерствам промышленности и энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Список велик. Это не говоря о властях субъектов федерации, которые теперь должны будут выстраиваться за федеральными субсидиями в кабинет Козака.
21 января, проводя рабочую встречу с правительством, президент Владимир Путин уже осведомился у Козака, как решается вопрос об изменении порядка выдачи субсидий регионам. На это министр ответил, что положение о финансировании региональных программ уже прошло согласование с министерством экономического развития и министерством финансов. То есть, человеком, ответственным за субсидии регионам, Путин считает именно Козака.
Масштаб планов Козака, которого называют "архитектором" административной, судебной реформ и реформы местного самоуправления, на этот раз превосходит все, чем он занимался прежде. Если его замыслы осуществятся, ведомство Козака, определяющее, в каких регионах что развивать и контролирующее финансирование этого развития, станет похоже на параллельное правительство.
Представление о том, что происходит нечто необычное, носится в воздухе. Вышедшая 30 января в "Ведомостях" статья, посвященная планам минрегиона, называлась "Революция Козака". Речь в статье шла о намерении Козака предоставить регионам больше экономической самостоятельности. Но в этом-то как раз революционного мало - субсидируемые субъекты федерации самостоятельными быть не могут, а самодостаточные и так в состоянии демонстрировать высокие темпы роста.
Вообще говоря, предложения Козака весьма противоречивы. Если он хочет определить для макрорегионов специализацию, и начать поддерживать их развитие в определенном направлении, то экономическая самостоятельность регионов как раз окажется под вопросом. Ведь задачу, куда двигаться, им спустят сверху, да еще, очевидно, будут следить за ее выполнением.
Впрочем, это противоречие несложно объяснить. В предложениях Козака просматриваются две составляющих. Первая - резкое усиление его позиций в правительстве. Вторая - попытка стимулировать развитие регионов, используя популярный либеральный принцип экономической самостоятельности. Но поскольку усилить свои позиции в правительстве глава минрегиона может только путем увеличения полномочий своего ведомства, то сами регионы, в конечном итоге, могут оказаться под еще большим контролем федерального центра.
Козак особо подчеркивает, что в его планах по созданию экономических макрорегионов ничего политического нет, и что это вовсе не изменение административного деления страны. Значит, такие подозрения все же существуют. И имеют основания. Границы экономических макрорегионов, очевидно, не будут совпадать с границами федеральных округов (иначе зачем огород было городить). Влияние стоящих во главе федеральных округов полпредов президента в такой ситуации, видимо, сократится. О президенте речь зашла не случайно. Глава минрегиона, гражданского ведомства, напрямую ему не подчиняется. Зато подчиняется председателю правительства.
Это приводит к пусть и несколько конспирологическому, но имеющему право на существование заключению о том, что суть всей операции по усилению позиций Козака может сводиться к ограничению возможностей президента, которого вскоре предстоит избрать. И усилению позиций будущего главы правительства, кандидатура которого уже известна.
Быть может, вот он, инструмент контроля, который, как полагают многие наблюдатели, Владимир Путин должен создать перед уходом с президентского поста. Возглавить правительство он уже согласился. Козак, весьма близкий Путину человек, одно время рассматривался в качестве преемника. Им он не стал, однако важную роль в будущей конфигурации власти, видимо, сыграет. Кстати, завершить создание экономических макрорегионов он планирует до конца года. То есть остаться в правительстве глава минрегиона предполагает и после президентских выборов. По крайней мере, работа для него найдется.