Мир
18:06, 8 февраля 2008

Минус один Митт Ромни сошел с дистанции

До предварительных выборов, прошедших в минувший вторник, Митта Ромни считали основным соперником Джона Маккейна за право представлять Республиканскую партию на президентских выборах 2008 года. После того, как был завершен подсчет голосов, стало понятно, что шансы Ромни не очень высоки: ему удалось заручиться поддержкой 270 делегатов, в то время как число сторонников Маккейна на предстоящем съезде партии составляло уже 575 человек. В среду утром Ромни созвал своих советников. По словам очевидцев, после совещания Ромни выглядел как человек, который намерен продолжать борьбу. Однако уже к вечеру среды он принял решение покинуть предвыборную гонку, а в четверг официально объявил об этом на ежегодной Конференции консервативных политических действий в Вашингтоне.

Митт Ромни объяснил свое решение тем, что его дальнейшее участие в президентской гонке повысило бы шансы на победу демократических кандидатов: Хиллари Клинтон и Барака Обамы. Действительно, если бы Ромни удалось обойти Джона Маккейна и стать кандидатом от Республиканской партии, у него практически не было бы шансов на победу. Незадолго до "супервторника" сразу несколько исследовательских центров провели опросы, выясняющие предпочтения избирателей в четырех возможных парах кандидатов: Клинтон-Маккейн, Обама-Маккейн, Клинтон-Ромни и Обама-Ромни. Как видно из двух последних рейтингов, оба демократических кандидата пользуются куда большей популярностью, нежели бывший губернатор штата Массачусетс.

С другой стороны, вероятность выхода Ромни на финишную прямую после "супервторника" заметно снизилась. А некоторые аналитики и вовсе склонны считать, что попытка Ромни стать президентом была с самого начала обречена на провал.

С самого начала…

Предвыборная кампания Ромни протекала не слишком гладко. Специфика нынешней гонки заключается в том, что на первый план вышли прежде не являвшиеся ключевыми вопросы: пол кандидатов, их раса и вероисповедание. Так, долгое время пользователями интернета обсуждался слух о том, что Барак Обама – мусульманин. Этой теме положили конец фотографии, на которых было видно, как Обама приносит клятву, держа руку на Библии. Что касается Ромни, его вероисповедание не оставляло сомнений и не способствовало популярности.

Социологические опросы показывали, что от четверти до трети граждан США категорически не желали видеть в президентском кресле мормона. А активно пересказывавшиеся в прессе истории о предках-многоженцах ухудшали ситуацию. Конечно, Ромни поддерживали братья по вере: в США многие крупные компании являются семейными мормонскими предприятиями. Но поддержка, которую они могли оказать, сводилась, в основном, к пожертвованиям в предвыборный фонд кандидата.

В надежде компенсировать неприязнь соотечественников к представителям мормонской церкви Ромни начал свою кампанию с активной телевизионной рекламы. В середине ноября прошлого года в прессе появились сообщения о том, что расходы республиканца на рекламу бьют все возможные рекорды: 85 тысяч долларов в день. К тому моменту, как Ромни потратил на кампанию более 10 миллионов долларов, расходы Маккейна составили всего 300 тысяч долларов.

Ромни не экономил на предвыборной кампании: сообщается, что к тому моменту, как он покинул гонку, было израсходовано 35 миллионов долларов только из его личных средств.

У Ромни была достаточно сильная команда поддержки. У бывшего сенатора Массачусетса пятеро сыновей: Тэг, Мэтт, Джош, Крейг и Бен. Все они принимали активное участие в предвыборной кампании отца. На официальном предвыборном сайте кандидата даже существовал блог под названием "Пять братьев". Впрочем, Ромни поддерживала не только семья. В число его консультантов входил Рон Кауфман, бывший советник другого республиканца – 41-го президента США Джорджа Буша-старшего. Кауфман известен своей лоббистской деятельностью. Его участие в президентской кампании Ромни даже привело к спору кандидата с журналистом в январе 2008 года.

К началу февраля Ромни уже считали основным конкурентом Маккейна, хотя до того, как бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани отказался от участия в борьбе, Ромни не поднимался выше третьего-четвертого места в общенациональных рейтингах.

Результаты "супервторника", казалось бы, не были неожиданностью. Маккейн получил поддержку избирателей таких густонаселенных штатов, как Калифорния и Нью-Йорк число делегатов от которых было значительно больше, чем от Аляски или Монтаны, жители которых предпочли Ромни.

Сыновья убеждали Ромни продолжать борьбу, однако республиканец не внял их советам. То ли из-за того, что уже не рассчитывал на победу, то ли на самом деле из-за того, что самой худшей участью для Америки считает победу демократов.

А что дальше?

Сразу после известия о том, что Митт Ромни сошел с дистанции, появилось предположение о том, что он станет напарником Маккейна в дальнейшей предвыборной кампании и, в случае победы республиканца, займет пост вице-президента. Некоторые аналитики даже склонны считать, что такой сценарий был согласован до принятия Миттом Ромни решения о прекращении участия в предвыборной гонке.

Пока неизвестно, что по этому поводу думает Джон Маккейн. С одной стороны, Митт Ромни, с его опытом успешного бизнесмена, и порой непредсказуемый Маккейн могли бы составить сбалансированную пару первых лиц государства. С другой стороны, обмен любезностями на республиканских предвыборных дебатах наглядно продемонстрировал, что кандидаты не питают взаимных симпатий.

Эксперты сходятся в одном: Маккейн остался единственным кандидатом от Республиканской партии, у которого есть шансы выйти на финишную прямую. И нельзя сказать, чтобы это было для него поводом праздновать победу. Если соперничество среди республиканцев прекратится уже сейчас, а демократические кандидаты продолжат активную борьбу, внимание прессы будет приковано к Клинтон и Обаме. В этом случае пока не определившиеся в республиканско-демократических предпочтениях избиратели могут склониться на сторону Демократической партии.

Правда, пока не стоит списывать со счетов Майка Хаккаби. Шансы на его выдвижение в качестве кандидата от Республиканской партии невелики, но его соперничество с Маккейном может удерживать внимание СМИ и избирателей на протяжении длительного периода времени. Хаккаби уже заявил, что не намерен сдаваться ни при каких обстоятельствах.

< Назад в рубрику