Большая модернизация

ВВС России готовятся к государственным испытаниям истребителя СУ-35БМ

Су-35БМ. Фото с сайта aviapedia.com

В 2008 году ожидается "второе пришествие" истребителя СУ-35, задуманного в качестве замены истребителю СУ-27 еще в конце 80-х годов, но не продвинувшегося тогда дальше нескольких опытных образцов. Новая машина, работы над которой начались в конце 1990-х годов, получила дополнительный индекс БМ - "Большая модернизация".

Су-35. Несостоявшееся улучшение

.

Работы по модернизации Су-27 начались в середине 80-х годов, фактически сразу после начала их серийного производства. Улучшенная машина должна была отличаться от оригинала цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), более мощной РЛС и набором вооружения, включающим управляемое оружие "воздух-поверхность" (базовые Су-27 несли исключительно ракеты "воздух-воздух", а наносить удары по земле могли только неуправляемыми боеприпасами). Ракеты "воздух-воздух" Р-27 также планировалось заменить на перспективные РВВ-АЕ.

Пилотскую кабину Су-27М (такой индекс сначала получил обновленный истребитель) предполагалось оснастить многофункциональными дисплеями. Менялся и внешний облик истребителя - Су-27М получил переднее горизонтальное оперение. Радиус действия Су-27М должен был возрасти за счет использования системы дозаправки в воздухе (отсутствовавшей на базовой машине) и подвесных топливных баков.

Испытания Су-27СМ начались в 1988 году. В апреле 1992 года в воздух поднялся первый серийный образец истребителя, получивший индекс Су-35, однако крупносерийное производство так и не было развернуто. В общей сложности в 1992-95 годах ВВС России получили 12 самолетов этого типа, использовавшихся для различных испытаний и демонстрационных полетов.

Впоследствии на базе Су-35 был разработан самолет Су-37 (не путать с экспериментальной машиной С.37/Су-47!). От оригинала Су-37 отличался главным образом использованием двигателей с управляемым вектором тяги. Машина, известная также как "борт 711", произвела фурор благодаря своей выдающейся маневренности, но осталась в единственном экземпляре.

Су-27. Фото с сайта forcollector.com
Су-27. Фото с сайта forcollector.com

Су-35БМ. Реинкарнация

"Второе пришествие" Су-35 началось в конце 90-х годов, когда вопрос об обновлении парка ВВС России был поставлен вновь. За новой машиной было решено сохранить индекс Су-35, а для отличия от первого "тридцать пятого" к индексу иногда прибавляют аббревиатуру БМ ("Большая Модернизация"). В отличие от первого Су-35, новая машина по облику практически неразличима с Су-27 - переднее горизонтальное оперение отсутствует.

По концепции - глубоко модернизированный самолет на основе прежней конструкции - Cу-35БМ является близнецом американского истребителя Super Hornet, однако превосходные аэродинамические характеристики планера Су-27 позволили сохранить облик машины, в отличие от F/A-18E/F, которые по сравнению с оригиналами - F/A-18C/D - были очень сильно переработаны.

Кроме того, новый самолет с самого начала создавался с "экспортным" прицелом - Су-35БМ должен был стать альтернативой Су-30, заменив его за счет лучших летных характеристик и бортового оборудования, позволяющего отказаться от второго члена экипажа. Известно, что на проектирование самолета тратилась часть средств, полученных от экспорта машин ОКБ Сухого зарубежным покупателям.

Новая машина имеет усиленную конструкцию планера, однако за счет облегченного бортового радиооборудования масса сухого самолета практически не отличается от Су-27 - 16,5 тонны. Усиление планера, в свою очередь, позволило увеличить максимальный взлетный вес машины до 38,8 тонны. Увеличение взлетной массы позволило значительно повысить запас топлива - во внутренних баках Су-35БМ несет 11,5 тонны против 9,4 на Су-27. Кроме того, Су-35 может использовать подвесные топливные баки, с использованием которых запас горючего возрастает до 14,5 тонны. Так же как и первый Су-35, Су-35БМ оснащен системой дозаправки в воздухе.

Первый Су-35. Фото с сайта airwar.ru
Первый Су-35. Фото с сайта airwar.ru

Главным отличием Су-35 от предшественников является использование новых двигателей - разработанные НПО "Сатурн" двигатели 117С представляют собой глубокую модернизацию оригинальных АЛ-31Ф, отличаясь от них повышенной тягой, большим ресурсом и экономичностью. Кроме того, новые двигатели имеют управляемый вектор тяги, что обеспечивает Су-35 более высокую маневренность по сравнению с прародителем.

Новый Су-35 получил, наконец, радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой "Ирбис", значительно повысившую боевые возможности самолета. Система управления огнем позволяет Су-35 сопровождать до 30 воздушных целей и одновременно обстреливать восемь из них. Дальность обнаружения воздушных целей достигает 400 километров. "Невидимок", построенных с использованием технологий "стелс", новый радар способен обнаруживать на расстоянии до 90 километров.

Боевая нагрузка Су-35БМ осталась такой же, как на Су-27 - 8 тонн. Количество узлов подвески возросло с 10 до 12. Система управления вооружением позволяет самолету применять практически все современные управляемые и неуправляемые авиационные боеприпасы российского производства, за исключением тяжелых бомб и ракет, разработанных для использования бомбардировщиками стратегической авиации.

Первый летный экземпляр Су-35БМ (с двигателями АЛ-31ФУ) был продемонстрирован в 2007 году. В 2008 году должен подняться в воздух Су-35 с двигателями 117С, что позволит начать государственные испытания машины. Принятая в 2006 году государственная программа вооружений на 2006-15 годы предусматривает серийное производство Су-35 для ВВС России.

Кроме того, усовершенствования, вошедшие в конструкцию Су-35, будут использоваться и для модернизации имеющихся самолетов Су-27 по стандарту СМ2. Как и серийное производство Су-35, модернизация Су-27 по этому стандарту начнется после завершения испытаний нового самолета - в 2009-10 годах. В настоящее время, как известно, Су-27 совершенствуются по проекту Су-27СМ.

Истребитель Су-27 (в скобках отличающиеся данные Су-35БМ)

Двигатели Су-35. Фото НПО
Двигатели Су-35. Фото НПО "Сатурн"

  • размах крыла - 14,7 метра
  • длина - 21,9 метра
  • высота - 5,9 метра
  • площадь крыла - 62,00 м2
  • вес пустого самолета - 16,3 (16,5) тонны
  • нормальный взлетный вес - 22,5 (25,5) тонны
  • максимальный взлетный вес - 30 (38,8) тонн
  • силовая установка - 2 ТРД АЛ-31Ф с тягой номинальной/форсажной 7,5/12,5 тонны (2 ТРД 117С, с форсажной тягой 14,5 тонны и управляемым вектором тяги)
  • максимальная скорость на высоте - 2500 (2600) км/ч
  • крейсерская скорость - около 1000 км/ч
  • радиус действия в зависимости от нагрузки и профиля полета - от 800 до 1600 (до 2000) километров
  • практический потолок - 18.500 метров
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g
  • экипаж - 1 человек
  • вооружение - встроенное: 1 30-миллиметровая пушка ГШ-301. Подвесное: до 8 тонн вооружения на 10 узлах внешней подвески (до 8 тонн на 12 узлах подвески).

  • Обсудить
    Нацист на пути джихада
    Жизнь и удивительные приключения Абдул Азиза ибн-Мьятта, британского ультраправого поэта
    The library at Holland House in Kensington, London, extensively damaged by a Molotov 'Breadbasket' fire bombВзорвать Британию
    Соединенное Королевство уже 48 лет ведет необъявленную войну с бомбистами
    Маэстро, урежьте марш
    Большая семерка и НАТО — не «концерт держав», а оркестр
    Дональд ТрампТанцы с саблями
    Президент США с удовольствием и пользой провел время в ваххабитском королевстве
    Manchester Arena incident Police at Manchester Arena after reports of an explosion at the venue during an Ariana Grande gigКровь Манчестера
    Что известно о взрыве, унесшем жизни минимум 22 человек
    Лучшее автомобильное видео мая
    Две «Тойоты» врезаются друг в друга, британский спорткар соревнуется с самолетом и многое другое
    Тест-драйв японского брата «Дастера»
    Как Nissan Terrano стал еще ближе к Renault Duster
    Чемпионы Формулы-1 в Инди-500
    Те, кому «Королевских гонок» оказалось мало
    15 машин на реактивной тяге
    90-летняя история автомобилей с двигателями от самолетов и ракет
    От нашего стола
    Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
    Зависли на хате
    Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
    Москва за нами
    Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
    Сносное настроение
    Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
    Вышка светит
    Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности