В течение всего 58-го Берлинского фестиваля критики и сочувствующие сокрушались об отсутствии очевидного лидера в конкурсной программе. Неудивительно, что главный приз - "Золотой медведь" - достался той картине, о которой все, по крайней мере, говорили: "Элитному подразделению" Жозе Падильи, кровавой и провокационной драме о бразильском спецназе.
Падилья - почти новичок в кино, но из тех, чья первая картина приковывает внимание к себе надолго. Его дебютная лента "Onibus 174" ("Автобус 174") была документальной, но сделал он ее так, что в 2006-м году братья Вайнштейны включили Падилью первым номером в список режиссеров, чьи игровые фильмы они будут покупать для американского проката. В "Onibus 174" Падилья подробно препарировал историю с захватом заложников в городском автобусе, произошедшую в 2000 году в Рио. 18-летний бездомный "террорист" по имени Сандру Роса до Нашименто по окончании бездарной спецоперации был убит полицейскими, также погиб один из заложников: в него одновременно стреляли и офицер, и Нашименто. Эти события транслировались по национальному телевидению и вызвали в стране шок. Режиссер "Автобуса 174" раскопал историю Нашименто: шестилетним ребенком он потерял мать, которую у него на глазах зарезали бандиты, двумя годами позже он чудом уцелел во время жестокого убийства беспризорников полицейскими у церкви Канделярия в центре Рио.
В "Элитном подразделении" Падилья продолжил изучать порочный круг насилия. Так что совершенно естественно, что главного героя картины, командира маленького, но серьезного отряда спецназовцев, зовут Нашименто. Суровый капитан BOPE (так называется его подразделение) убежден, что в его городе полицейский или "замазан" в наркоторговле, или находится на войне. Он, Нашименто - на войне, и его люди в черной форме и в беретах с черепами на кокарде убивают без разговоров. У Падильи есть место человеческим отношениям, но выглядят они на фоне мрачнейших и натуралистичных эпизодов с драками и стрельбой комично: например, жена Нашименто сообщает ему, что у нее отошли воды, ровно в тот момент, когда успешно закончилась спецоперация BOPE. В результате картина Падильи - суть жестокий романс с тщательно скрываемой, но неизбежной сентиментальностью. Не приходится удивляться, что в Бразилии фильм украли задолго до премьеры, несколько человек из съемочной группы похитили чуть ли не из студии, пиратские DVD стали хитом продаж, а полиция Рио грозится засудить режиссера и продюсеров - за оскорбление чести и достоинства. (В российских условиях примерно такой же эффект мог бы произвести художественный фильм о фонде Евгения Ройзмана "Город без наркотиков".) Стоит отметить, что один из авторов сценария "Элитного подразделения" - Браулиу Мантовани, человек, ответственный за драматургию бразильского блокбастера "Город Бога".
Победа картины Падильи на Берлинале закономерна. Жюри фестиваля в последние годы склоняется к поощрению фильмов, в которых рассказаны истории "изнутри": будь то "Свадьба Туи" (призер 2007 года) - картина о монгольских кочевниках, "Грбавица" (2006) - драма о послевоенном Сараево, или южноафриканская тюремная опера "Кармен из Каелитши" (2005). С одной стороны, такой подход напоминает анекдот о британском после в СССР, которому жена напоминает о том, что пора собираться на какой-то важный светский раут, а господин посланник не может оторваться от телепередачи о стрижке овец в Казахстане: мол, где еще такое увидишь. С другой , помимо естественного интереса к невиданному и непонятному Берлинале демонстрирует настойчивое поощрение нового национального кинематографа, кажущегося и иногда являющегося свежим и непредвзятым на фоне матерого европейского артхауса. Приз ФИПРЕССИ российской "Русалке" Анны Меликян самым естественным образом вписывается в эту концепцию. Надо полагать, что в ближайшие пару лет кто-то из молодых российских режиссеров все-таки попадет, наконец, в основной конкурс Берлинале. Старикам тут явно не место, да простят нам этот сезонный каламбур.
Раздача "Серебряных медведей" на Берлинале, как правило, менее экстравагантна, нежели присуждение главного приза. Гран-при жюри ожидаемо достался Эрролу Моррису, автору натуралистичной документальной ленты "Standard Operating Procedure" ("Порядок действий") о заключенных тюрьмы Абу-Грейб. Публицистика в Берлине всегда в цене. Награда за лучшую режиссуру отправилась к Полу Томасу Андерсону, автору "Нефти", фавориту всего и вся в этом году; он же забрал приз за музыку к своей картине (саундтрек написал англичанин Джонни Гринвуд). Лучшей актрисой названа обаятельная Салли Хокинс, новая муза Майка Ли, сыгравшая в его комедии "Happy-Go-Lucky" ("Бесшабашная"). Премию за лучшую мужскую роль увез снявшийся у Маджида Маджиди в фильме "Соловьиная песнь" Реза Наджи, ветеран иранского кино, горячо любимого директором фестиваля Дитером Коссликом.
Авторитарный Косслик, душа и сердце фестиваля, оказался настоящим героем гала-вечера в субботу, 16 февраля. Председатель жюри основного конкурса Коста-Гаврас, выслушав панегирики в адрес Косслика, которые произнесли все без исключения лауреаты, не без сарказма заметил, что "Золотого медведя" стоило бы присудить директору Берлинале.