На выборах президента, состоялись в Армении 19 февраля, сюрприза не произошло. Высший пост достался лидеру правящей партии, премьер-министру Сержу Саркисяну. Действующий президент Роберт Кочарян, поддержавший его кандидатуру, уже поздравил своего протеже с успехом. Не исключено, что Кочарян и Саркисян, уроженцы Нагорного Карабаха и ветераны карабахской войны начала 1990-х годов, и дальше будут работать вместе. За несколько дней до выборов, как сообщали СМИ, "преемник" заявил, что в случае его победы нынешнему президенту будет предложен пост премьера. Правда, сам Кочарян, у которого журналисты спросили, чем он будет заниматься после выборов, ответил, что это "большая тайна".
Саркисян, которому для победы в первом туре надо было набрать более половины голосов, лидирует с достаточно небольшим отрывом - 52,86 процента. Его результат оказался даже скромнее, чем тот, который на выборах в соседней Грузии получил Михаил Саакашвили (при том, что в отличие от Армении, выборам в Грузии предшествовал острый политический кризис, значительно ослабивший позиции властей).
Пример Тбилиси, кстати, в очередной раз продемонстрировал, что при сохранении власти (или ее передаче) формальной победы над оппозицией недостаточно. Следует принять в расчет и потери (в частности, имиджевые), которые руководство страны может понести в конфликте со своими оппонентами. К тому же, "подушки безопасности" из нефти и газа, на которую в подобном случае могут рассчитывать некоторые соседи Армении, у республики нет.
Власти, судя по всему, отдают себе отчет в том, что их победа пока не окончательная. Выступая перед журналистами на избирательном участке, Серж Саркисян заявил, что количество туров не имеет значения: "Важно доверие народа к этим выборам". Между тем в СМИ, как перед выборами, так и в день голосования, появлялась информация о большом количестве нарушений. По крайней мере, достаточном для того, чтобы упомянутое доверие народа было подорвано.
По факту нарушений, имевших место в ходе голосования, уже возбуждены 12 уголовных дел, в большинстве случаев речь идет о хулиганстве и порче чужого имущества. Однако кандидаты от оппозиции настаивают на том, что это лишь малая часть нарушений.
В штабе лидера партии "Оринац Еркир" (Страна законности) Артура Багдасаряна заявили, что фальсификации на избирательных участках носили массовый характер, а сторонники оппозиции подвергались побоям. В штабе Левона Тер-Петросяна (бывшего президента Армении, который считался главным конкурентом Сержа Саркисяна на нынешних выборах) вообще охарактеризовали процесс голосования как "попытку насильственного захвата власти действующим режимом".
И Багдасарян, и Тер-Петросян, которые, по данным ЦИК, заняли третье и второе места, официальные итоги выборов не признали. Первый потребовал пересчета голосов, второй - проведения повторных выборов. Экс-президент, который провозгласил свою победу еще за несколько дней до голосования, заявил о намерении бороться за нее "всеми законными средствами". В частности, он пообещал оспорить данные ЦИК в Конституционном суде страны.
Правда, протесты такого рода, очевидно, беспокоят власть меньше всего. Гораздо больше им приходится считаться с угрозой "цветной революции", которая для стран бывшего СССР давно уже стала традиционной. Лидер правящей партии, комментируя возможность такого развития событий, неизменно заявлял, что никакой революции в Армении не будет.
Однако другие представители власти, наблюдая многотысячные митинги, которые собирал перед выборами Левон Тер-Петросян, такой уверенностью похвастаться не могли. С довольно мрачным прогнозом за неделю до выборов выступил глава МИД Армении Вардан Осканян, заявивший, что обстановка в стране накаляется и 20 февраля "ничего хорошего нас не ожидает".
В заявлении, которое сделал член совета правящей Республиканской партии, депутат Армен Ашотян, комментируя демарши оппозиционного кандидата и его сторонников, также просматривается некоторое беспокойство. По словам парламентария, "относиться к этим протестам серьезно - смешно, но относиться несерьезно - опасно". Впрочем, в интервью "Коммерсанту" он дал понять, что оппозиционеров не боится. "Войны или революции у них не получится, - заявил депутат. - А пойдут в лобовую - получат сдачи".
Сам Тер-Петросян, кстати, до сих пор старательно открещивался от роли "революционера". Хотя и его массовые митинги, и громкие обвинения в адрес "разбойничьего режима", и заранее объявленная собственная победа наводили на мысли о том, что в случае проигрыша "борец с режимом" едва ли ограничится простым написанием жалоб.
Как и следовало ожидать, от попытки устроить "майдан" на следующий день после выборов оппозиционеры не удержались. Уже с утра на площади перед Институтом древних рукописей в центре Еревана стали собираться сторонники Тер-Петросяна. Начало акции, впрочем, оказалось довольно мирным. Ближе к полудню агентство АрмИнфо сообщало, что "буря" пока не разыгралась: оппозиционеры, а также находившиеся поблизости полицейские "мирно слоняются или сидят в кафе и заправляются пончиками".
К тому времени в центр города уже были стянуты подразделения полиции и спецназа. Агентство Armenia Today сообщило, что утром в Ереване были замечены БТРы внутренних войск. Впоследствии, по данным источника, их загнали в гараж парламента Армении, "видимо для того, чтобы не нервировать граждан". За несколько дней до выборов, напомним, Роберт Кочарян пригрозил оппозиции, что в случае каких-либо радикальных акций с ее стороны "государственная машина всей своей мощью призовет нарушителей к порядку".
О количестве людей, собравшихся на митинг в центре Еревана, поступали самые разные данные. По одним оценкам, на акцию протеста пришли пять-десять тысяч человек, по другим - десятки тысяч. А один из выступавших на митинге оппозиционеров заявил, что у Института древних рукописей собрались "несколько сотен свободных людей". В течение дня митингующие несколько раз перемещались по центру города: сначала они направились к зданию ЦИК, затем перешли на площадь к зданию оперы.
Что собираются делать дальше Левон Тер-Петросян и его сторонники, пока неясно. Бывший президент утверждает, что у него есть "четкая программа", которая непременно принесет ему победу. Очевидно, "революция" в эту программу все же не входит. СМИ цитируют заявления проигравшего кандидата о том, что он по-прежнему намерен действовать мирными средствами. Корреспондент "Газеты.Ру", правда, услышал, как Тер-Петросян звал своих соратников "на штурм" Центризбиркома и других зданий. Однако позднее издание сообщило, что захват ЦИКа не состоится: оппозиция, сообщает источник, "вдруг передумала его штурмовать".
Пока что наиболее существенным результатом митинга (не считая, разумеется, того, что оппозиция открыто выразила свой протест) можно назвать то, что властям пришлось отменить праздничный концерт в честь победы Сержа Саркисяна. Мероприятие планировалось провести 20 февраля у здания оперы в центре Еревана. В первой половине дня там были установлены декорации, сцена, видеокамеры и установки для салюта. Однако после того как выяснилось, что неподалеку от этого места пройдут сторонники Тер-Петросяна, оборудование пришлось срочно демонтировать и увезти.