Тихая "Ника"

Определены фавориты старейшей кинопремии

Российская Академия кинематографических искусств провела 21 февраля пресс-конференцию, на которой были названы номинанты на премию "Ника". Никаких принципиальных неожиданностей не произошло, только лишний раз была артикулирована неловкость в отношениях с конкурирующей Национальной академией кинематографических наук и искусств, но и это - не новость.

Пятерка претендентов на "Нику" в номинации "Лучший игровой фильм" выглядит предсказуемо: "Груз 200" Алексея Балабанова (две премии критиков в 2007 году - "Белый слон" и приз "Кинотавра"), "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой ("Золотой Георгий" ММКФ-2007), "Монгол" Сергея Бодрова (номинация на "Оскар" в 2008 году), "Простые вещи" Алексея Попогребского (главный приз "Кинотавра"-2007, награды фестиваля в Карловых Варах, "Золотой орел" за лучший сценарий и другие премии) и "Русалка" Анны Меликян, главный российский фестивальный хит этого года ("Сандэнс" и приз ФИПРЕССИ на Берлинале).

В "цифровом" выражении главным фаворитом "Ники" оказались "Простые вещи": семь номинаций; шесть получил "Монгол", пять - "Русалка", четыре - "Путешествие с домашними животными". В режиссерской категории отмечены Балабанов, Бодров и Попогребский, в сценарной - Попогребский, Меликян, плюс Юрий Арабов, номинированный за фильм Аркадия Яхниса "Ужас, который всегда с тобой". Сергей Пускепалис, сыгравший главную роль в "Простых вещах", получил две номинации - как лучший актер и как "Открытие года".

Киноакадемики не стали включать в основные категории "Изгнание" Андрея Звягинцева, но этой картине все же достались пять номинаций, в том числе "Лучшая мужская роль" (Константин Лавроненко, уже отмеченный за нее премией Каннского кинофестиваля) и "Лучшая мужская роль второго плана" (Александр Балуев).

Не первый год игнорирующий российские кинопремии Александр Сокуров отказался от номинации на "Нику" своего последнего игрового фильма - "Александры". Так же поступил Никита Михалков, попросивший не выставлять его "12" в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер", поскольку с "Никой" у него отношения скверные. Правда, Никита Сергеевич не запретил своей картине участвовать в других, лично его не касающихся номинациях, и в результате Сергей Гармаш претендует на премию в категории "Лучшая мужская роль", а Эдуард Артемьев - в категории "Лучшая музыка к фильму". Владимир Хотиненко из понятной лояльности студии "Тритэ" и Михалкову как продюсеру тоже частично вывел "1612" из конкурса: на "Нику" претендуют только художники по костюмам, работавшие над этой большой исторической картиной.

В документальной категории отмечены три картины: уже отмеченный "Золотым орлом" проект Сергея Мирошниченко "Рожденные в СССР.21 год", фильм Павла Костомарова и Антуана Каттина "Мать", уже удостоенный наград "Киношока" и "Лавра" и "Деревенский фотограф" Алексея Погребного (гран-при фестиваля "Золотой бубен", Ханты-Мансийск).

Исключительно сильная конкуренция оказалась в анимационной категории, киноакадемикам не позавидуешь. Как они буду выбирать из трех замечательных режиссеров: Ивана Максимова ("Дождь сверху вниз"), Константина Бронзита ("Любовная история") и Марии Муат ("Снегурочка")? Забавно, что в озвучивании последнего мультфильма принимали участие театральные артисты, в основном из "Мастерской Петра Фоменко", а также Сергей Пускепалис (некогда ученик Петра Наумовича), как уже было сказано, "Открытие года".

Несмотря на то что "Ника" с каждым годом становится все менее пафосной и только что не кулуарной премией, ее конкурс по-прежнему остается более интересным и более представительным, чем у "Золотого орла". При этом параллельное существование двух конкурирующих киноакадемий кажется все большим абсурдом, а варианты третьего, общего пути предложить по-прежнему некому.