Made in China

Китай скопировал истребитель Су-27

Основу ВВС Китая с середины прошлого века и до настоящего времени составляют машины советской (российской) разработки, причем наиболее распространенными по-прежнему являются созданные в начале 50-х годов самолеты МиГ-19 (J-6) и чуть более молодые МиГ-21 (J-7). Серийное производство J-7 продолжается и сейчас. Не являются исключением и современные машины. Наиболее перспективным истребителем ВВС Китая из числа производящихся в данной стране в настоящее время считается Су-27 (J-11), который, по сообщениям ряда СМИ, китайской промышленности удалось скопировать спустя почти 25 лет после начала его серийного производства в СССР.

Поставки Су-27 в Китай стартовали в начале 90-х годов. В 1995 году было подписано соглашение о налаживании в КНР лицензионного производства самолетов этого типа из российских комплектующих.

Практически сразу китайские инженеры начали работы по "локализации" Су-27. Проще всего дело обстояло с конструкциями планера - их удалось скопировать довольно быстро. Однако, двигатели и бортовая электроника Су-27 китайского производства по-прежнему поступают из России.

Попытки скопировать силовую установку и радар силами китайской промышленности долго не имели успеха, несмотря на то, что в ее распоряжении имелись готовые образцы. Для получения детальной технологической информации по этим агрегатам КНР использовала все возможные методы, включая работу разведки - на территории РФ несколько раз задерживались агенты китайских спецслужб, добывавшие секретные сведения о двигателях и радарах Су-27.

К 2006 году КНР удалось разработать на основе российского двигателя АЛ-31Ф, созданного в конце 70-х годов прошлого века, свой аналог - двигатель WS-10. Однако, несмотря на наличие этого мотора, серийные J-11 по-прежнему комплектуются двигателями АЛ-31Ф. Также этот двигатель планируется использовать на одномоторном истребителе J-10, разработанном в Китае с участием российских инженеров на основе израильского проекта Lavi.

Считается, что "полностью китайский" Су-27 поднимется в воздух в течение ближайшего года и в следующие полтора десятилетия станет основным современным истребителем ВВС КНР. Копирование столь сложной машины, безусловно, представляет собой немалый успех, однако следует помнить, что фактически Китай только сегодня осваивает те технологии, которые в России и США пошли в крупную серию в 70-х - 80-х годах, и если СССР в свое время потратил на разработку Су-27 с нуля до серии почти 15 лет, то Китаю потребовалось такое же время на копирование готового изделия.

Поскольку все это время технологический прогресс не стоял на месте, следует предположить, что Китай по-прежнему будет приобретать новейшие истребители российской (в случае изменения политической обстановки - возможно, и европейской) разработки для оснащения подразделений первой линии своих ВВС. Самолеты собственного производства будут использоваться для оснащения частей второй линии, а также для экспорта в страны третьего мира.

На этом рынке Китай давно занял нишу поставщика дешевой авиатехники. J-7 и перспективный FC-1 интересуют многих покупателей из Азии и Африки. КНР предоставляет странам третьего мира единственную возможность получить реактивный истребитель с управляемым вооружением, не расставаясь при этом с сумасшедшими, по меркам третьего мира, деньгами.

Цены на китайские истребители не превышают 5-10 миллионов долларов за машину, что, по сравнению с ценами на новые российские машины, стартующими от 30 миллионов, не говоря уже о европейских и американских, представляет собой весомый аргумент в пользу техники под лейблом Made in China.

Впрочем, Су-27, даже китайский, вряд ли будет настолько дешев. Скорее всего, он будет стоить около 20 миллионов долларов за машину. Подобная цена может оказаться привлекательной для относительно богатых развивающихся стран, таких как Нигерия, ЮАР, Пакистан, Египет и ряд других.

Исходя из этого, вряд ли следует ожидать конкуренции между российскими Су-27СКМ, Су-30, Су-35 и китайскими Су-27. Покупатели машин российского производства - это более развитые страны, нуждающиеся в самолетах с соответствующими боевыми возможностями - Малайзия, Индонезия, Индия и, наконец, сам Китай.

Возможности китайской машины дополнительно ограничивает китайское авиационное вооружение, в создании которого КНР также отстает от лидеров - России, США, Франции, Израиля - на два-три десятилетия. Характеристики ракет, производящихся в Китае в настоящее время, примерно соответствуют характеристикам советских и американских ракет начала 80-х годов. Известно также, что в КНР ведется разработка более современных систем - в частности, ракеты "воздух-воздух" PL-12, ТТХ которой примерно соответствуют характеристикам американской ракеты AIM-120 AMRAAM, дальностью около 60 километров.

Отдельным вопросом является качество китайской военной техники. Несмотря на снижение, по сравнению с советскими временами, стандартов качества российского оружия, надежность самолетов и отдельных узлов российского производства оценивается более высоко, нежели надежность китайских аналогов. Все это вместе вряд ли позволит КНР в ближайшее время претендовать на что-то большее, чем поставки самолетов странам третьего мира.

Наука и техника00:0712 декабря

Красный спутник

Китай начинает осваивать Луну с помощью России. Почему это пугает США?