В начале февраля евро впервые в своей истории стал стоить больше полутора долларов. После этого американская валюта продолжила дешеветь, что отразилось на всех мировых рынках – как валютных, так фондовых и сырьевых. В России доллар впервые с 1999 года упал ниже отметки в 24 рубля, в США нефть подорожала до 106 долларов за баррель, а фондовый индекс Dow Jones опустился до минимума за полтора года.
Владельцы огромных долларовых запасов во всем мире никак не могут найти хоть какой-нибудь значимый повод для того, чтобы не избавляться от сбережений в американской валюте. 7 марта по доллару был нанесен очередной удар отчетом министерства труда США. Выяснилось, что число рабочих мест в феврале снизилось на 63 тысячи – такого не было уже пять лет.
Сокращение рабочих мест не могло быть воспринято инвесторами иначе как наступление рецессии в экономике. В свою очередь, это означает, что Федеральная резервная система вновь будет вынуждена снижать базовые ставки. Только так государство может влить в экономику больше "дешевых" денег, которые нужны компаниям для поддержания темпов роста. Появление таких "дешевых" денег приведет к тому, что цены будут увеличиваться быстрее, чем раньше, а доллар – постепенно обесцениваться.
Давление на доллар оказывают и базовые ставки европейских центробанков. В начале марта ЕЦБ, определяющий ставку для еврозоны, и Центробанк Англии заявили, что не станут изменять этот макроэкономический показатель. В США же ставка с начала года была снижена на 1,25 процентных пункта.
На российском валютном рынке падение курса доллара привело к тому, что разница между курсами американской и европейской валюты в рублевом эквиваленте превысила 12,85 рубля. При этом доллар закрепился ниже 24 рублей, а евро – выше 36,5 рубля. Курс рубля, если брать его отношение к бивалютной корзине, заметно вырос – если 27 февраля он стоил 30,32 "евродоллара", то 10 марта уже 30,26 "евродоллара".
Поскольку нефть на большинстве сырьевых бирж мира торгуется в долларах, падение курса американской валюты не могло не сказаться на этом рынке. К началу марта стало понятно, что баррель нефти WTI, торгующейся на NYMEX, закрепился выше 100 долларов и ниже опускаться пока не собирается. Кроме того, не за горами уже и отметка в 110 долларов – на торгах 7 марта нефть поднималась в цене выше 106 долларов.
Таким образом, надежды на то, что спад в американской экономике хоть немного опустит цены на нефть (ведь с уменьшением темпов роста ВВП снижается и расход топлива), не оправдались. Поднять цены на новые вершины слабому доллару помогла общая напряженность в нефтедобывающих странах. В Латинской Америке, например, чуть было не началась война между Венесуэлой и Эквадором с одной стороны, и Колумбией – с другой.
Ну и наконец подлила масла (читай: нефти) в огонь Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). На совещании в Вене картель решил не изменять квоты на добычу углеводородов, несмотря на то, что об этом ОПЕК попросил президент США Джордж Буш.
По словам президента, повышение цен на нефть невыгодно самим экспортерам, ведь спрос на топливо в случае рецессии будет падать. В ОПЕК Бушу объяснили: дефицита нефти на рынке нет, поэтому увеличение квот на добычу никак не повлияет на цены. Правда, насколько мнение картеля, получающего огромные прибыли от рекордных цен на нефть, оправданно - неизвестно. И не будет известно до следующего заседания ОПЕК, когда вновь будут обсуждаться квоты.
Вместе с ценами на нефть растет и стоимость драгоценных металлов – традиционного инструмента, использующегося вкладчиками при нестабильной ситуации на валютном рынке. Золото остановилось в шаге от "рекорда рекордов" в тысячу долларов за тройскую унцию – на торгах в начале марта за него давали всего на один процент меньше. Новые пики цен обновили также серебро и платина.
Приближение рецессии в американской экономике пугает не только инвесторов на валютных биржах. На фондовых рынках ситуация также оказалась близкой к панической. Например, американский Dow Jones к 7 марта во второй раз с начала года опустился ниже 12 тысяч пунктов и достиг минимума с конца осени 2006 года. Индексу "голубых фишек" вторят и другие фондовые показатели США – Nasdaq упал до 2212,49 пункта, или минимума с сентября 2006 года. Наконец, индекс широкого потребления S&P 500 упал ниже 1300 пунктов, чего с ним не было все с того же 2006 года.
На антирекорды американских фондовых показателей реагируют и европейские индексы: в течение двух последних сессий ни один из 12 национальных индексов не закрылся в плюсе.
В России местные РТС и ММВБ также падают, причем их не спасает ни рост цен на нефть, ни относительная независимость (по сравнению с другими странами) от американской экономики. Только 7 марта РТС упал на 1,84 процента до 2012,65 пункта, а ММВБ – на 1,98 процента до 1619,3 пункта, почти достигнув месячных минимумов. 10 марта торги в России не проводятся, поэтому вполне вероятно, что 11 марта РТС и ММВБ ждет довольно резкий обвал – особенно если Dow Jones и Nasdaq снова снизятся.