Быстрый рост мировой экономики и доходов потребителей в 2007 году позволил многим компаниям сделать свою продукцию более заметной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Их бренды в течение прошлого года сумели ощутимо прибавить в стоимости. При этом в 2007 году российские компании смогли значительно увеличить капитализацию, причем некоторые из них за счет приобретения новых активов. Это следует из двух независимых рейтингов, подготовленных исследовательской Millward Brown Optimor и журналом "Финанс".
В 2006 году логотипом компании МТС стало белое яйцо в красном квадрате. Что символизирует обновленная символика МТС, по задумке означающая простоту и гениальность, для многих потребителей осталось загадкой. Однако, как утверждают в самой компании, именно ребрендинг позволил ей занять лидирующие позиции как в России, так и за рубежом. Видимо, сознанию потребителей яйцо оказалось милее, чем три буквы оператора. В марте 2008 года сотовая компания контролировала уже 35,5 процента (59,9 миллионов человек) всех сотовых абонентов страны. При этом абонентская база МТС включает в себя 88,9 миллиона абонентов.
Ближайший к МТС по количеству абонентов сотовый оператор России "Вымпелком" в сотню самых дорогих брендов попасть не сумел. Причин тому две. Во-первых, эта компания контролирует меньшее количество сотовых номеров - 25,3 процента абонентов в России (42,1 миллиона человек). По данным на март 2008 года всего у "Вымпелкома" было 52,3 миллиона абонентов. Во-вторых, по мнению исследователей MBO, вклад бренда "Билайн" в прибыль "Вымпелкома" (именно под этой торговой маркой компания распространяет свои услуги) не столь существенен, как у МТС.
В 2008 году, точно так же, как и в прошлом, первую строчку рейтинга заняла компания Google, чья торговая марка была оценена в 86,057 миллиарда долларов. Бренд этой компании с 2006 года подорожал на 30 процентов. При этом популярность Google настолько велика, что уже в течение нескольких лет название компании используется интернет-общественностью как глагол, обозначающий поиск в сети. В июле 2006 года английский глагол "to google" был официально добавлен в словарь Merriam-Webster. Российский вариант "погуглить" хотя еще и не был добавлен ни в один словарь, но все же довольно широко употребляется пользователями Рунета.
Помимо Google в первую пятерку самых дорогих брендов попали также General Electric, Microsoft, Coca-Cola и китайский сотовый оператор China Mobile. Совокупная стоимость торговых марок ведущей пятерки составила 343,756 миллиарда долларов. При этом в течение года бренды всех пяти компаний в среднем увеличили свою стоимость на 26 процентов.
В замыкающей пятерке 100 самых дорогих брендов мира MBO называет Volkswagen, французскую финансовую AXA, американскую AIG, Mastercard и Standard Chartered Bank. Совокупная стоимость этих брендов составила 35,521 миллиарда долларов, а в течение года они в среднем прибавили в цене 39,6 процента. Меньше всех из последней пятерки подорожал бренд Volkswagen - всего на 2 процента.
Согласно рейтингу, капитализация МТС составляет 32,6 миллиарда долларов. Этот показатель увеличился на 36,9 процента по сравнению с годом ранее. Примечательно, что в 2007 году капитализация компании увеличилась на 105,9 процента. Здесь МТС отчасти также помог ребрендинг 2006 года. Кроме того, свое влияние на капитализацию компании оказало и приобретение ею в 2007 году крупнейшего сотового оператора Армении VivaCell.
Главной неожиданностью рейтинга крупнейших компаний стало то, что конкурент МТС компания "Вымпелком" обошла ее по уровню капитализации. Этот показатель у "Вымпелкома" составил 37,1 миллиарда долларов.
Рейтинг крупнейших компаний России публикуется журналом "Финанс" уже третий год подряд. Как и в предыдущие годы государственная газовая монополия "Газпром" заняла в нем первое место. Ее капитализация составила 298,3 миллиарда долларов. Этот показатель за год вырос на 21,1 процента. Отметим, что на российском рынке по капитализации "Газпрому" конкурентов нет.
По совокупной стоимости ценных бумаг "Газпром" более чем в три раза превзошел компанию "Роснефть", расположившуюся на второй строчке рейтинга. Ее рыночная стоимость составила 95,6 миллиарда долларов, а увеличение этого параметра за год составило 7,6 процента. Третье, четвертое и пятое места разделили между собой "Российские железные дороги", Сбербанк и "Лукойл". Их капитализация составляет 80, 73,1 и 70,6 миллиарда долларов соответственно.
Любопытно, что из пяти лидеров в рейтинге журнала "Финанс" первые четыре места занимают государственные корпорации. Только лишь "Лукойл" является частной компанией, принадлежащей Вагиту Алекперову. Всего же под контролем государства находится около четверти из 176 компаний, попавших в рейтинг.
Компаний, чья капитализация за год увеличилась более чем на 300 процентов, в рейтинге оказалось две. Это частные "Уралкалий" и "Сильвинит", занявшие 20 и 29 места. За год они показали рост в 425,5 и 345,7 процента. Примечательно также и то, что обе компании занимаются производством минеральных удобрений, спрос и цены на которые начали активно расти в течение последних полутора лет.
Критическая точка мирового экономического упадка скорее всего пройдена, однако его последствия будут сказываться на темпах роста экономики многих стран еще в течение как минимум полутора лет. Об этом свидетельствуют прогнозы Федеральной резервной системы США, Министерства финансов Великобритании и Министерства экономического развития России. Как в этих условиях компании будут выстраивать свой бизнес, пока неизвестно.