Самые дорогие В минувшем году многие компании сумели увеличить свою капитализацию и стоимость брендов

Быстрый рост мировой экономики и доходов потребителей в 2007 году позволил многим компаниям сделать свою продукцию более заметной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Их бренды в течение прошлого года сумели ощутимо прибавить в стоимости. При этом в 2007 году российские компании смогли значительно увеличить капитализацию, причем некоторые из них за счет приобретения новых активов. Это следует из двух независимых рейтингов, подготовленных исследовательской Millward Brown Optimor и журналом "Финанс".

Впервые среди иностранцев

Российская компания впервые была включена в глобальный рейтинг самых дорогих брендов brandZ Top 100, подготовленный Millward Brown Optimor (MBO) для газеты The Financial Times. Первопроходцем, сумевшим занять прочные позиции в умах потребителей, стал оператор сотовой связи МТС, который занял 89 место в brandZ Top 100. Его бренд аналитики MBO оценили в 8,077 миллиарда долларов. В значительной степени прорыву компании способствовали два фактора: самое большое количество абонентов в Восточной Европе и удачно проведенный ребрендинг.

В 2006 году логотипом компании МТС стало белое яйцо в красном квадрате. Что символизирует обновленная символика МТС, по задумке означающая простоту и гениальность, для многих потребителей осталось загадкой. Однако, как утверждают в самой компании, именно ребрендинг позволил ей занять лидирующие позиции как в России, так и за рубежом. Видимо, сознанию потребителей яйцо оказалось милее, чем три буквы оператора. В марте 2008 года сотовая компания контролировала уже 35,5 процента (59,9 миллионов человек) всех сотовых абонентов страны. При этом абонентская база МТС включает в себя 88,9 миллиона абонентов.

Ближайший к МТС по количеству абонентов сотовый оператор России "Вымпелком" в сотню самых дорогих брендов попасть не сумел. Причин тому две. Во-первых, эта компания контролирует меньшее количество сотовых номеров - 25,3 процента абонентов в России (42,1 миллиона человек). По данным на март 2008 года всего у "Вымпелкома" было 52,3 миллиона абонентов. Во-вторых, по мнению исследователей MBO, вклад бренда "Билайн" в прибыль "Вымпелкома" (именно под этой торговой маркой компания распространяет свои услуги) не столь существенен, как у МТС.

Бренд(TM)

При составлении рейтинга brandZ Top 100 для оценки стоимости бренда MBO также учитывала и его известность среди потребителей. Восприятие бренда конечными потребителями является ключевым фактором при расчете стоимости торговой марки, поскольку в довольно большой степени оказывает влияние на этот показатель. В базу данных торговых марок MBO входит около 50 тысяч наименований. Популярность брендов выявлялась при опросе, в котором приняло участие около одного миллиона человек из разных стран мира.

Фото AFP

Фото AFP

Lenta.ru

В 2008 году, точно так же, как и в прошлом, первую строчку рейтинга заняла компания Google, чья торговая марка была оценена в 86,057 миллиарда долларов. Бренд этой компании с 2006 года подорожал на 30 процентов. При этом популярность Google настолько велика, что уже в течение нескольких лет название компании используется интернет-общественностью как глагол, обозначающий поиск в сети. В июле 2006 года английский глагол "to google" был официально добавлен в словарь Merriam-Webster. Российский вариант "погуглить" хотя еще и не был добавлен ни в один словарь, но все же довольно широко употребляется пользователями Рунета.

Помимо Google в первую пятерку самых дорогих брендов попали также General Electric, Microsoft, Coca-Cola и китайский сотовый оператор China Mobile. Совокупная стоимость торговых марок ведущей пятерки составила 343,756 миллиарда долларов. При этом в течение года бренды всех пяти компаний в среднем увеличили свою стоимость на 26 процентов.

В замыкающей пятерке 100 самых дорогих брендов мира MBO называет Volkswagen, французскую финансовую AXA, американскую AIG, Mastercard и Standard Chartered Bank. Совокупная стоимость этих брендов составила 35,521 миллиарда долларов, а в течение года они в среднем прибавили в цене 39,6 процента. Меньше всех из последней пятерки подорожал бренд Volkswagen - всего на 2 процента.

Крупнейшие российские

Дебютант международного рейтинга брендов компания МТС в российском рейтинге крупнейших компаний заняла только 11 место. Этот рейтинг, учитывающий рыночную стоимость компаний, был подготовлен журналом "Финанс" и в него были включены все российские компании с капитализацией не менее одного миллиарда долларов - таких оказалось 176. Отметим, что при составлении рейтинга журнал "Финанс" традиционно использует данные как по компаниям, акции которых обращаются на фондовых рынках, так и по непубличным холдингам.

Согласно рейтингу, капитализация МТС составляет 32,6 миллиарда долларов. Этот показатель увеличился на 36,9 процента по сравнению с годом ранее. Примечательно, что в 2007 году капитализация компании увеличилась на 105,9 процента. Здесь МТС отчасти также помог ребрендинг 2006 года. Кроме того, свое влияние на капитализацию компании оказало и приобретение ею в 2007 году крупнейшего сотового оператора Армении VivaCell.

Главной неожиданностью рейтинга крупнейших компаний стало то, что конкурент МТС компания "Вымпелком" обошла ее по уровню капитализации. Этот показатель у "Вымпелкома" составил 37,1 миллиарда долларов.

Рейтинг крупнейших компаний России публикуется журналом "Финанс" уже третий год подряд. Как и в предыдущие годы государственная газовая монополия "Газпром" заняла в нем первое место. Ее капитализация составила 298,3 миллиарда долларов. Этот показатель за год вырос на 21,1 процента. Отметим, что на российском рынке по капитализации "Газпрому" конкурентов нет.

По совокупной стоимости ценных бумаг "Газпром" более чем в три раза превзошел компанию "Роснефть", расположившуюся на второй строчке рейтинга. Ее рыночная стоимость составила 95,6 миллиарда долларов, а увеличение этого параметра за год составило 7,6 процента. Третье, четвертое и пятое места разделили между собой "Российские железные дороги", Сбербанк и "Лукойл". Их капитализация составляет 80, 73,1 и 70,6 миллиарда долларов соответственно.

Любопытно, что из пяти лидеров в рейтинге журнала "Финанс" первые четыре места занимают государственные корпорации. Только лишь "Лукойл" является частной компанией, принадлежащей Вагиту Алекперову. Всего же под контролем государства находится около четверти из 176 компаний, попавших в рейтинг.

Компаний, чья капитализация за год увеличилась более чем на 300 процентов, в рейтинге оказалось две. Это частные "Уралкалий" и "Сильвинит", занявшие 20 и 29 места. За год они показали рост в 425,5 и 345,7 процента. Примечательно также и то, что обе компании занимаются производством минеральных удобрений, спрос и цены на которые начали активно расти в течение последних полутора лет.

Глобальный упадок

Несмотря на прорывы и неожиданности, выявленные текущими рейтингами MBO и "Финанс", следует учитывать, что в 2009-2010 году расстановка сил может несколько измениться. Связано это с тем, что на развитии компаний может сказаться глобальный финансовый кризис, который стал заметен в 2007 году и набрал силу в 2008-м. Экономики развитых стран мира, оказавшиеся наиболее подверженными кризису, стагнируют уже сейчас - растет уровень инфляции, снижаются темпы производства, а вместе с ними и инвестиционная активность компаний.

Критическая точка мирового экономического упадка скорее всего пройдена, однако его последствия будут сказываться на темпах роста экономики многих стран еще в течение как минимум полутора лет. Об этом свидетельствуют прогнозы Федеральной резервной системы США, Министерства финансов Великобритании и Министерства экономического развития России. Как в этих условиях компании будут выстраивать свой бизнес, пока неизвестно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше