Новости партнеров

Все свои

Путин забрал в правительство ключевые фигуры своей бывшей администрации

12 мая стал известен состав кабинета министров Владимира Путина. Среди семи вице-премьеров оказались бывший помощник президента Игорь Шувалов, бывший заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин и возглавлявший администрацию Сергей Собянин.

Часть произведенных в российском правительстве изменений и назначений имеет политический характер, часть - технический. К последним можно отнести, например, преобразование министерства связи и информационных технологий в министерство связи и массовых коммуникаций, а также передачу министерству природных ресурсов функций контроля за соблюдением экологического законодательства. Конечно, за всем этим стоят большие интересы, как и за передачей министерству экономического развития полномочий в области земельных отношений и ликвидацией ряда федеральных агентств. Однако намного интереснее политические назначения, к которым можно отнести переезд в Белый дом ключевых фигур администрации президента.

О том, что Владимир Путин заберет с собой в правительство из Кремля своих ближайших соратников, стали говорить сразу после того, как Путин согласился стать премьером в декабре прошлого года. Однако уход на работу в кабинет министров сразу трех фигур, которые считались в администрации президента ключевыми - Игоря Сечина, Сергея Собянина и Игоря Шувалова, стал довольно неожиданным. Ранее высказывались предположения, что Шувалов займет пост главы администрации Дмитрия Медведева.

Подобные перестановки говорят вот о чем. Во-первых, Владимир Путин не собирается расставаться с властью, поскольку забрал с собой людей, на которых до последнего момента замыкалось принятие ключевых решений. Во-вторых, готовность ключевых фигур из администрации перейти в правительство говорит о том, что, по крайней мере, по их мнению, реальная власть теперь будет сосредоточена там.

Переход наиболее значимых в российском руководстве фигур из администрации президента в правительство приводит структуру власти в стране в большее соответствие с Конституцией РФ. Основной закон России не предусматривает какой-либо политической роли для администрации президента. Власть в ней на протяжении последних пятнадцати лет сосредотачивалась сама собой благодаря тем полномочиям, которыми Конституция наделяла самого президента. Поскольку глава государства имел право принимать по сути все ключевые решения, постольку и структура, готовившая эти решения, получила непропорциональный своему официальному статусу вес, фактически став теневым правительством.

Если этот основной вывод более или менее очевиден, то нюансы перестановок до конца не ясны. Больше всего вопросов вызывает отставка директора ФСБ Николая Патрушева. Пост, который он занимал, в сложившейся в России политической структуре имеет ключевое значение, поскольку система сдержек и противовесов исполнительной власти не работает. По всей видимости, речь идет о кардинальном ослаблении группы, которую принято называть "силовиками". Отставка Владимира Устинова с поста министра юстиции может говорить о том же. Занимавший в прошлом важную должность генпрокурора, Устинов в июне 2006 года уже потерпел крупное поражение, потеряв ее и заняв куда менее значимую позицию министра юстиции. Считалось, что произошедшее было связано с попыткой Путина остановить рост влияния "силовиков".

Новая должность Патрушева, который назначен секретарем Совета безопасности, в последние годы становилась все более декоративной. Даже если работа Совбеза при президенте Медведеве наполнится реальным содержанием, все же эта должность вряд ли сможет служить компенсацией за утраченный Патрушевым пост. Устинову, вероятно, также будет предложена какая-то новая позиция, но все ключевые посты уже заняты, так что и здесь достойной компенсации не будет.

Отставка Виктора Черкесова с поста главы Госнаркоконтроля, ведомства, обладающего широкими полномочиями, также говорит о том, что "силовики" в целом понесли существенный урон. "Война спецслужб", конфликт между ФСБ и Госнаркоконтролем, завершилась потерей главами обоих ведомств своих мест. Хотя Черкесов назначен главой Федеральной службы по поставкам вооружения, кроме финансовых потоков неясных объемов на новой должности он вряд ли сможет что-либо контролировать.

Многократно анонсировавшееся ранее увеличение количества вице-премьеров все-таки произошло, однако не в прогнозировавшихся масштабах. Их стало семь. Наблюдатели справедливо указывали на тот факт, что большое количество заместителей председателя правительства снижает вес каждого из них в отдельности и, соответственно, повышает роль премьера Путина. Второе важное замечание сводилось к тому, что большое количество заместителей председателя правительства позволит им играть роль коллективного "технического премьера", дав Путину возможность заниматься "чистой политикой".

К вечеру понедельника, однако, стало ясно, что об ослаблении позиций президента Медведева говорить пока рано. Как сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Кремля, Медведев подписал указ, согласно которому президент будет руководить деятельностью МВД, МЧС, МИД, Минобороны, Минюстом, СВР, ФСБ, Госнаркоконтролем, а также рядом других агентств и служб.

Глава государства руководил силовым блоком правительства в обход премьер-министра и ранее. В последние месяцы не утихали споры о том, сохранит ли Медведев полномочия, которыми до этого пользовались Борис Ельцин и Владимир Путин. Вот и ответ. Без контроля над ФСБ и МВД глава правительства никак не сможет считаться первым лицом даже во внутренней политике. О том, что контроль над внешней политикой будет передан Медведеву, Путин уже заявлял. По всей видимости, глава правительства действительно сосредоточится лишь на экономических вопросах.

Формирование кабинета министров стало первым серьезным испытанием тандема Дмитрия Медведева и Владимира Путина, поскольку под указами предложенных Путиным министров и вице-премьеров стоит подпись нового президента. Раз назначения все-таки состоялись, очевидно, компромисс был найден.