Новости партнеров

Из интернета на биржу

"Яндекс" и Mail.ru активно готовятся к выходу на биржу

Сразу два российских интернет-холдинга планируют провести первичное размещение акций в 2008 году. Как ожидается, Mail.ru выйдет на биржу уже в середине лета, а "Яндекс" - в сентябре. Предварительные прогнозы будущей капитализации уже названы, но только время покажет, сбудутся ли они. В любом случае, после завершения процедуры размещения "Яндекса" и Mail.ru вся тройка российских лидеров интернет-поиска (включая "Рамблер") будет торговаться на бирже.

Деньги найдутся?

Российские интернет-холдинги "Яндекс" и Mail.ru, одним из направлений деятельности которых является поиск в интернете, ведут активную подготовку к первичному размещению акций (IPO) на биржах. "Яндекс" стремится попасть на американскую NASDAQ, а Mail.ru - на Лондонскую фондовую биржу (LSE). Уже определены консультанты предстоящих IPO, и даже прозвучали первые несмелые оценки будущей капитализации. Амбиции компаний растут с каждым днем, а их руководители называют все более и более громкие цифры, долженствующие обозначать выручку от IPO.

Консультантами "Яндекса", ежемесячная аудитория которого превышает 30 миллионов человек, в предстоящем IPO выступают известные финансовые организации Morgan Stanley, Deutsche Bank и "Ренессанс капитал". По предварительной оценке банков, стоимость "Яндекса" может составлять около пяти миллиардов долларов. При этом руководство компании, которой принадлежит интернет-поисковик Yandex.ru, рассчитывает продать акций на 1,5-2 миллиарда долларов. О более точной оценке бизнеса будет объявлено в сентябре 2008 года, практически накануне IPO.

Однако "Яндекс", похоже, переоценили. В апреле 2008 года компания заняла шестое место в рейтинге 25 самых дорогих интернет-стартапов мира, подготовленном журналом Silicon Alley Insider (SAI). Специалисты SAI оценили "Яндекс" в три миллиарда долларов. Эти цифры подтверждают и российские аналитики.

Так, аналитик банка "Урасиб" Константин Белов в интервью газете "Ведомости" назвал пять миллиардов долларов амбициозной оценкой. А аналитик банка UniCredit Анна Курбатова оценила "Яндекс" в 2,5-3 миллиарда долларов. При этом все эксперты, опрошенные корреспондентами газеты, сошлись во мнении, что привлечь 1,5-2 миллиарда долларов "Яндексу" будет нелегко.

Консультантами Mail.ru, аудитория которого составляет 30,5 миллиона человек в месяц, на предстоящем IPO выступят Citibank, Goldman Sachs и Credit Suisse. Эти банки пока что не давали даже приблизительных оценок бизнеса компании, однако в самой Mail.ru рассчитывают на капитализацию в два миллиарда долларов. Как отмечает газета "Коммерсант", эта оценка тоже довольно оптимистична.

В ноябре прошлого года южноафриканский интернет-холдинг Naspers приобрел 2,6 процента Mail.ru за 26 миллионов долларов, то есть уже тогда вся компания была оценена в миллиард долларов. При этом в январе 2007 года тот же Naspers заплатил за 30 процентов Mail.ru около 165 миллионов долларов. Очевидно, что за неполный год компания подорожала по меньшей мере в 1,8 раза.

Но даже если учесть дальнейшую тенденцию к удорожанию компании, ее известность и посещаемость ее ресурсов, конечная оценка Mail.ru вряд ли превысит 1,2 миллиарда долларов.

Чужие IPO всегда слаще

В уже далеком 2004 году, а именно девятнадцатого августа, произошло одно из самых ожидаемых и ярких событий - IPO американского поисковика Google. В результате IPO капитализация компании составила 23,1 миллиарда долларов, что на тот момент превышало рыночную стоимость интернет-магазина Amazon (15,4 миллиарда долларов), но было меньше Yahoo! (38,2 миллиарда долларов).

Однако об успешности IPO Google до сих пор ведутся споры. Одни аналитики утверждают, что оно было одним из самых удачных в 2004 году, другие - что оно почти провалилось. Дело в том, что инвесторы были настроены восторженно - рынок внушил себе, что первичное размещение акций Google даст начало золотой лихорадке на интернет-рынке. Google объявил стартовую цену на свои акции в 108-135 долларов за штуку. Все предчувствовали успех, а основатели Google уже потирали руки в ожидании больших прибылей.

Но все пошло вопреки ожиданиям. Когда открылась подписка, оказалось, что спрос на акции намного ниже ожидаемого. К тому же основатели Google, несмотря на запрет давать комментарии прессе до IPO, умудрились опубликовать интервью в журнале Playboy. Комиссия по ценным бумагам и биржам США грозилась запретить IPO компании.

Тогда Google вынужден был прибегнуть к экстренным мерам - за сутки до IPO цена акций была снижена до 85 долларов за штуку. Был уменьшен и изначально предполагаемый к продаже объем акций с 3,47 до 1,6 миллиарда долларов. После этого IPO Google все-таки состоялось. В течение первых двух месяцев торгов акции компании выросли в цене более чем в четыре раза. Много, но было бы еще больше, если бы стартовая стоимость не снизилась почти в полтора раза.

Другим нашумевшим IPO стало размещение на бирже акций китайского поисковика Baidu, который называли "китайским Google". Эта компания скопировала не только бизнес-модель с американской Google, но и даже общий вид интернет-сайта. Размещение состоялось в августе 2005 года и поразило всех в первый же день торгов.

Торги акциями Baidu на бирже NASDAQ стартовали на уровне 27 долларов за штуку. Но уже к концу дня ценные бумаги китайского поисковика взлетели в цене на 354 процента до 124 долларов, а на следующий день достигли отметки в 155 долларов. На пике рынок оценил компанию в 4,7 миллиарда долларов.

Российские аналитики полагают, что время для проведения IPO и "Яндексом", и Mail.ru выбрано удачно. Российский интернет-рынок переходит в стадию зрелости, и аудитория интернет-холдингов постоянно растет. К тому же глобальный финансовый кризис несколько поутих, и фондовые индексы, хотя и довольно медленно, но все же начали вновь расти. Тем не менее, удастся ли российским поисковикам повторить судьбу удачных IPO американского Google или китайского Baidu, пока неясно.