Экономика
20:10, 21 мая 2008

Из интернета на биржу "Яндекс" и Mail.ru активно готовятся к выходу на биржу

Сразу два российских интернет-холдинга планируют провести первичное размещение акций в 2008 году. Как ожидается, Mail.ru выйдет на биржу уже в середине лета, а "Яндекс" - в сентябре. Предварительные прогнозы будущей капитализации уже названы, но только время покажет, сбудутся ли они. В любом случае, после завершения процедуры размещения "Яндекса" и Mail.ru вся тройка российских лидеров интернет-поиска (включая "Рамблер") будет торговаться на бирже.

Деньги найдутся?

Российские интернет-холдинги "Яндекс" и Mail.ru, одним из направлений деятельности которых является поиск в интернете, ведут активную подготовку к первичному размещению акций (IPO) на биржах. "Яндекс" стремится попасть на американскую NASDAQ, а Mail.ru - на Лондонскую фондовую биржу (LSE). Уже определены консультанты предстоящих IPO, и даже прозвучали первые несмелые оценки будущей капитализации. Амбиции компаний растут с каждым днем, а их руководители называют все более и более громкие цифры, долженствующие обозначать выручку от IPO.

Консультантами "Яндекса", ежемесячная аудитория которого превышает 30 миллионов человек, в предстоящем IPO выступают известные финансовые организации Morgan Stanley, Deutsche Bank и "Ренессанс капитал". По предварительной оценке банков, стоимость "Яндекса" может составлять около пяти миллиардов долларов. При этом руководство компании, которой принадлежит интернет-поисковик Yandex.ru, рассчитывает продать акций на 1,5-2 миллиарда долларов. О более точной оценке бизнеса будет объявлено в сентябре 2008 года, практически накануне IPO.

Однако "Яндекс", похоже, переоценили. В апреле 2008 года компания заняла шестое место в рейтинге 25 самых дорогих интернет-стартапов мира, подготовленном журналом Silicon Alley Insider (SAI). Специалисты SAI оценили "Яндекс" в три миллиарда долларов. Эти цифры подтверждают и российские аналитики.

Фото пресс-службы "Яндекса"
Lenta.ru

Так, аналитик банка "Урасиб" Константин Белов в интервью газете "Ведомости" назвал пять миллиардов долларов амбициозной оценкой. А аналитик банка UniCredit Анна Курбатова оценила "Яндекс" в 2,5-3 миллиарда долларов. При этом все эксперты, опрошенные корреспондентами газеты, сошлись во мнении, что привлечь 1,5-2 миллиарда долларов "Яндексу" будет нелегко.

Консультантами Mail.ru, аудитория которого составляет 30,5 миллиона человек в месяц, на предстоящем IPO выступят Citibank, Goldman Sachs и Credit Suisse. Эти банки пока что не давали даже приблизительных оценок бизнеса компании, однако в самой Mail.ru рассчитывают на капитализацию в два миллиарда долларов. Как отмечает газета "Коммерсант", эта оценка тоже довольно оптимистична.

В ноябре прошлого года южноафриканский интернет-холдинг Naspers приобрел 2,6 процента Mail.ru за 26 миллионов долларов, то есть уже тогда вся компания была оценена в миллиард долларов. При этом в январе 2007 года тот же Naspers заплатил за 30 процентов Mail.ru около 165 миллионов долларов. Очевидно, что за неполный год компания подорожала по меньшей мере в 1,8 раза.

Но даже если учесть дальнейшую тенденцию к удорожанию компании, ее известность и посещаемость ее ресурсов, конечная оценка Mail.ru вряд ли превысит 1,2 миллиарда долларов.

Чужие IPO всегда слаще

В уже далеком 2004 году, а именно девятнадцатого августа, произошло одно из самых ожидаемых и ярких событий - IPO американского поисковика Google. В результате IPO капитализация компании составила 23,1 миллиарда долларов, что на тот момент превышало рыночную стоимость интернет-магазина Amazon (15,4 миллиарда долларов), но было меньше Yahoo! (38,2 миллиарда долларов).

Фото с сайта Mail.Ru
Lenta.ru

Однако об успешности IPO Google до сих пор ведутся споры. Одни аналитики утверждают, что оно было одним из самых удачных в 2004 году, другие - что оно почти провалилось. Дело в том, что инвесторы были настроены восторженно - рынок внушил себе, что первичное размещение акций Google даст начало золотой лихорадке на интернет-рынке. Google объявил стартовую цену на свои акции в 108-135 долларов за штуку. Все предчувствовали успех, а основатели Google уже потирали руки в ожидании больших прибылей.

Но все пошло вопреки ожиданиям. Когда открылась подписка, оказалось, что спрос на акции намного ниже ожидаемого. К тому же основатели Google, несмотря на запрет давать комментарии прессе до IPO, умудрились опубликовать интервью в журнале Playboy. Комиссия по ценным бумагам и биржам США грозилась запретить IPO компании.

Тогда Google вынужден был прибегнуть к экстренным мерам - за сутки до IPO цена акций была снижена до 85 долларов за штуку. Был уменьшен и изначально предполагаемый к продаже объем акций с 3,47 до 1,6 миллиарда долларов. После этого IPO Google все-таки состоялось. В течение первых двух месяцев торгов акции компании выросли в цене более чем в четыре раза. Много, но было бы еще больше, если бы стартовая стоимость не снизилась почти в полтора раза.

Другим нашумевшим IPO стало размещение на бирже акций китайского поисковика Baidu, который называли "китайским Google". Эта компания скопировала не только бизнес-модель с американской Google, но и даже общий вид интернет-сайта. Размещение состоялось в августе 2005 года и поразило всех в первый же день торгов.

Торги акциями Baidu на бирже NASDAQ стартовали на уровне 27 долларов за штуку. Но уже к концу дня ценные бумаги китайского поисковика взлетели в цене на 354 процента до 124 долларов, а на следующий день достигли отметки в 155 долларов. На пике рынок оценил компанию в 4,7 миллиарда долларов.

Российские аналитики полагают, что время для проведения IPO и "Яндексом", и Mail.ru выбрано удачно. Российский интернет-рынок переходит в стадию зрелости, и аудитория интернет-холдингов постоянно растет. К тому же глобальный финансовый кризис несколько поутих, и фондовые индексы, хотя и довольно медленно, но все же начали вновь расти. Тем не менее, удастся ли российским поисковикам повторить судьбу удачных IPO американского Google или китайского Baidu, пока неясно.

< Назад в рубрику