Россия
23:49, 22 июня 2008

Последний офсайд Григорий Явлинский ушел из большой политики

В ночь на 22 июня Россия ликовала, отмечая победу национальной сборной в матче с Голландией. Фейерверки, салюты, автомобильные гудки и крики "Слава России!" гремели по всей стране до самого утра. А в городе Московский (Московская область) праздновали не все - члены партии "Яблоко" прощались со своим бессменным председателем Григорием Явлинским. Победы российской сборной, как и отставки известного политика, не ожидал никто.

Раскол перед съездом. Радикалы и "умеренные"

Накануне XV съезда партии эпитеты "маргинальный" и "радикальный" в адрес "Яблока" звучали довольно часто и в самых различных контекстах. Причин было много. Разгромный для партии результат на думских выборах 2 декабря 2007 года - 1,59 процента - позволил многим наблюдателям поставить на "Яблоке" крест: мол, этой политической силы уже нет, остались одни воспоминания. В последней президентской кампании кандидата от партии тоже замечено не было. Наконец, разборки между московским и питерским отделениями по поводу сотрудничества Максима Резника (глава питерского "Яблока") и Ильи Яшина (глава яблочной "молодежки") с оппозиционной коалицией "Другая Россия" выходили на уровень личных склок и поэтому выглядели со стороны, мягко говоря, нелицеприятно.

Реноме одной из старейших (в новейшей истории России, разумеется) демократической партии, казалось, активней всех старались подпортить сами "яблочники". Например, Илья Яшин в бесчисленных интервью обвинял Григория Явлинского чуть ли не в культе личности. Тот факт, что Явлинский уже 15 лет является бессменным лидером партии, по мнению Яшина, "главная проблема". Посыл очевиден - дорогу молодым.

Что касается Максима Резника, но ни для кого не секрет, что если бы не личный разговор Григория Явлинского с президентом Владимиром Путиным, состоявшийся в конце марта, то вряд ли бы Резник вообще смог принять участие в работе съезда.

Напомним, по версии питерской прокуратуры, 3 марта Резник оскорбил сотрудников милиции, а затем нанес им побои. После того как "яблочника" заключили под стражу, дело вызвало широкий общественный резонанс.

Григорий Явлинской, видимо, попросил президента вмешаться, и вопрос был решен: Резника выпустили до суда под подписку о невыезде. Естественно, вопросы такого рода решаются деликатно, без прессы, и скорее всего именно поэтому Максим Резник не почувствовал себя "должником" Григория Алексеевича - перед съездом Резник выставил свою кандидатуру на пост председателя "Яблока". А Илья Яшин, в свою очередь, отказался от своих претензий на председательство в пользу Резника.

Сам Григорий Явлинский в конце мая был вынужден констатировать раскол "яблочников" на радикальное и умеренное крыло. Внутрипартийные распри обострились после участия "яблочников" в так называемой Национальной ассамблее (конференция прошла в Москве 17 мая), что, по мнению Явлинского, несовместимо с членством в партии. В частности, депутатами ассамблеи стали известные "яблочники" Сергей Ковалев и лидер питерского отделения партии Максим Резник (позже Сергей Митрохин пояснил, что Сергей Ковалев не участвовал, а только "наблюдал").

"Нельзя с утра быть в "Яблоке", а вечером заседать с националистами и сталинистами, создавая с ними общие организации?", - заявил Григорий Явлинский.

Поэтому многие ожидали, что на XV съезде "Яблока" будут решаться кадровые вопросы, в том числе вопрос об исключении из партии соперников Григория Явлинского в борьбе за пост председателя партии: Максима Резника и Ильи Яшина, а также их сторонников. Мало кто сомневался, что Григорий Явлинский сохранит свой пост.

"Яблоко" без лица. Явлинский без "Яблока"

Субботний самоотвод Григория Явлинского от председательства произвел фурор. Стало очевидно, что Явлинский провел операцию "преемник" и свел таким образом влияние радикалов в партии до минимума. Вместо себя он рекомендовал главу московского отделения Сергея Митрохина, и его тут же выбрали. Судя по всему, именно эффект неожиданности плюс просьба уходящего "бренда" при голосовании не оставили конкурентам Митрохина ни единого шанса. После избрания Митрохин заявил, что стоит на одной платформе с Явлинским и намерен продолжать его политику.

Под занавес Григорий Явлинский проявил снисхождение. По его просьбе делегаты сняли с рассмотрения вопрос об исключении лидеров петербургского отделения и молодежного крыла "Яблока" Максима Резника и Ильи Яшина.

Партия также зафиксировала свой антирадикальный статус. "Яблочники" приняли программу, в которой декларируется, что "Яблоко" является антиолигархической партией, для которой неприемлемо сотрудничество с националистами, неонацистами, необольшевиками и сталинистами. Среди политических сил, с которыми нельзя участвовать в совместных акциях, отдельно названа запрещенная судом Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова.

"Явлинский на вторых ролях - это уже не тот Явлинский, это уже не та партия, которую мы привыкли видеть, - выразил мнение "Интерфаксу" политолог Дмитрий Орешкин. - Григорий Явлинский, выступающий в качестве политического пенсионера, дающего советы - не органичен. И то, что он сейчас пытается делать, и является уходом от реальности".

В свою очередь, секретарь президиума федерального политсовета СПС Борис Надеждин в беседе с РИА Новости выразил уверенность, что шансы на присоединение "Яблока" к объединительным процессам правой оппозиции отныне увеличиваются: "Уход Явлинского и результаты голосования съезда я расцениваю как позитивные для демократического движения в стране в целом. Личность Явлинского препятствовала объединению демократов. Сейчас препятствий нет".

Разумеется, партийный авторитет Явлинского не денется в никуда. Экс-председатель заявил, что "политика устроена так: лидер не тот, кто должность занимает, а кто лидер". Конечно, на роль Дэна Сяопина всероссийского масштаба он претендовать не может (напомним результат "Яблока" на декабрьских выборах в Думу - 1,59 процента), а на роль неформального партийного лидера - более чем.

"Оранжевые проиграли", - резюмировал Явлинский. Каламбур получился точным и печальным: попал, что называется, в яблочко. Только вряд ли Григорий Алексеевич имел в виду собственных партийных "бузотеров" радикального толка. И цвет формы голландской сборной тоже ни при чем. Скорее всего, он имел в виду самого себя и то самое демократическое движение, в котором он участвовал с начала 90-х. А для серьезного и многоопытного политика уход из "большой игры" - проигрыш по определению, несмотря ни на какие оговорки и реверансы коллег.

"Я очень мечтаю, чтобы партия могла существовать без меня. Это во многом смысл моей жизни", - заявил Явлинский. Что он при этом испытывал - остается только догадываться.

< Назад в рубрику