Первые жертвы появились в Абхазии в результате серии взрывов, произошедших в непризнанной республике за последние несколько дней. Две бомбы сдетонировали утром 30 июня на центральном рынке в Сухуми. Агентства сообщают о нескольких пострадавших и предположительно одном погибшем. Абхазские и грузинские власти выдвигают собственные взаимоисключающие версии инцидента.
Взрывы произошли рядом с расположенной у рынка остановкой маршрутных такси. По предварительным данным, безоболочные взрывные устройства были заложены в мусорных баках. Бомбы не были начинены поражающими элементами, как часто бывает при терактах, иначе бы число жертв было более значительным.
В городской больнице Сухуми заявили, что к ним поступили пятеро раненых, причем одна из пострадавших женщин скончалась уже будучи доставленной в медицинское учреждение. Впрочем, прокурор города Алиса Бигвава со своей стороны заявила, что в результате взрывов легкие ранения получили шесть человек и погибших среди них нет.
В абхазских правоохранительных структурах рассказали, что легкие ранения стопы получил турист из России, тогда как сухумский мэр Алиас Лабахуа уверяет, что россиян в числе пострадавших нет. В Сухумской городской больнице, однако, даже назвали имя пострадавшего туриста - это житель Костромской области по фамилии Романец.
Накануне, 29 июня, еще два взрыва произошли в курортном городе Гагры. Там пострадали шесть человек, все они - местные жители. Одна бомба взорвалась утром у местного рынка, а вторая - спустя 15 минут под опорой линии электропередач недалеко от местного банка. Ходили слухи о двух погибших, но они не подтвердились. Остатки взрывных устройств были отправлены на экспертизу в Сочи.
Хотя в нашпигованном боеприпасами регионе взрывы старых снарядов не являются редкостью, но обычно они происходят не в результате злого умысла, а по неосторожности, как, например, в прошлом году, когда российские туристы попытались использовать в качестве гриля противотанковую мину или какое-то похожее устройство, которое они нашли на пляже. Однако последние взрывы в Гаграх и Сухуми больше смахивают на провокацию.
Кроме того, 14 июня российские военные заявили об обнаружении мины на железнодорожном участке Сухуми-Очамчира. 18 июня был взорван участок железной дороги на окраине Сухуми, а 27 июня бомба сработала опять же рядом с железнодорожными путями недалеко от сухумской миссии ООН. В этих случаях обошлось без жертв.
По факту последних взрывов, в которых пострадали люди, абхазские власти возбудили уголовное дело по статье "теракт". Руководство непризнанной республики утверждает, что за взрывами стоят грузинские спецслужбы, правда, не приводит этому никаких доказательств. Абхазский лидер Сергей Багапш в связи этими инцидентами приказал закрыть с 1 июля административную границу с Грузией по реке Ингури.
Между тем представитель подконтрольного Тбилиси правительства Абхазии в изгнании заявил, что уже после первых взрывов режим на административной границе с Грузией был ужесточен сухумскими властями, которые запретили этническим грузинам из Гальского района Абхазии ездить через Ингури в Зугдидский район Грузии, где они торгуют на сельскохозяйственных рынках выращенной ими продукцией.
В Тбилиси отвергают обвинения в причастности к инцидентам в Сухуми и Гаграх грузинских спецслужб. По версии главы парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Грузии Шоты Малашхии, взрывы являются следствием борьбы между различными абхазскими группировками за власть в регионе и экономические рычаги влияния.
Грузинский депутат добавил, что на территории Абхазии, контролируемой Тбилиси, не наблюдается повышенной криминальной активности, и намекнул на неспособность властей автономии справиться с преступностью. В 2006 году грузинские власти ввели войска в высокогорную восточную часть ущелья реки Кодори, примыкающую к региону Сванетия. Это - единственная часть Абхазии, которую контролирует Тбилиси, где ей присвоили официальное название Верхняя Абхазия. Район мало заселен и слабо развит в экономическом отношении.
Чтобы на самом деле ни являлось причиной взрывов в Абхазии - криминальные разборки или происки чьих-либо спецслужб, это вряд ли отпугнет россиян. А именно такую версию - желание нагнать страх на туристов из России - предложил Багапш, пытаясь объяснить, зачем Тбилиси якобы понадобилось создавать нервозную обстановку в разгар курортного сезона.
Российские туристы всегда отличались удивительным бесстрашием, когда дело касалось различных чрезвычайных ситуаций, будь то стихийные бедствия или теракты. После знаменитого Рождественского цунами в декабре 2004 года на разрушенных таиландских курортах остались практически только россияне. В 2006 году серия терактов на египетских курортах также не испугала наших соотечественников, в отличие от западноевропейских туристов. Так что опасения абхазских властей, скорее всего, напрасны: для того чтобы российские отпускники поменяли свои планы, нужно нечто большее, чем парочка взрывов непонятной природы.