Мир
20:21, 3 июля 2008

Колумбийская пленница Из плена повстанцев освобождена Ингрид Бетанкур

В среду колумбийским властям наконец-то удалось освободить бывшего кандидата в президенты страны Ингрид Бетанкур (Ingrid Betancourt), которую более шести лет держали в заложниках повстанцы из "Революционных вооруженных сил Колумбии" (РВСК). Вместе с Бетанкур на свободе оказались трое граждан США и одиннадцать колумбийских военных и полицейских. Освобождение заложников стало результатом операции спецслужб, которую уже назвали беспрецедентной. Действия властей заслужили самые высокие оценки, а сама Бетанкур назвала произошедшее чудом.

Колумбийско-францзузская гражданка Бетанкур оказалась в плену в феврале 2002 года. Тогда она баллотировалась в президенты Колумбии от "зеленых", и, вопреки предупреждению властей, отправилась агитировать избирателей в подконтрольную коммунистическим повстанцам часть страны. Ее пленение вызвало большой резонанс как в Колумбии, так и на "второй родине" - во Франции, где живет ее первый муж, дипломат Фабрис Деллойе (Fabrice Delloye) и двое детей - дочь Мелани и сын Лоренцо. Во Франции у Бетанкур множество сторонников, и в 2007 году ее освобождение вошло в список предвыборных обещаний Николя Саркози.

Собратьями Бетанкур по несчастью были трое военных подрядчиков из США - Марк Гонсалвес (Marc Gonsalves), Томас Хоус (Thomas Howes) и Кит Стэнселл (Keith Stansell). Их самолет потерпел крушение в подконтрольных партизанам колумбийских джунглях через год после захвата Бетанкур. Гонсалвес, Хоус и Стэнселл оставались в плену дольше, чем кто-либо из заложников-американцев по всему миру.

В ноябре 2007 года власти Колумбии опубликовали изъятую у боевиков РВСК видеозапись, на которой была видна группа заложников, в том числе Бетанкур. Женщина-политик была связана, выглядела изможденной и подавленной. На том же видео оказались запечатлены и трое американцев, а также колумбийские военные и политики. Всего на тот момент в руках РВСК были около сорока важных заложников, которых повстанцы хотели обменять на сотни своих пленных товарищей.

В феврале 2008 года при посредничестве президента Венесуэлы Уго Чавеса на свободу вышли несколько заложников-колумбийцев. Они рассказали о плачевном физическом и душевном состоянии Бетанкур. Эти сведения получили подтверждение в марте, когда колумбийское правительство сообщило, что Бетанкур больна тяжелой формой гепатита B и страдает от истощения. После этого Саркози отправил в Колумбию министра иностранных дел Бернара Кушнера (Bernard Kouchner), который должен был добиваться освобождения пленницы, и группу врачей для ее медицинского освидетельствования и лечения. Миссия вернулась ни с чем.

Операция по освобождению Бетанкур и других заложников, получившая кодовое название Jaque ("Шах" - как в шахматах), прошла без единого выстрела, но ее считают сильнейшим ударом по РВСК, которые и без того в последнее время заметно ослабели. В марте из жизни ушли два лидера повстанцев: основатель и глава РВСК Мануэль Маруланда (Manuel Marulanda) умер от сердечного приступа, а его заместителя Рауля Рейеса (Raul Reyes) убили.

Натиск на повстанцев усилился под руководством президента-консерватора Альваро Урибе (Alvaro Uribe) и при значительной финансовой поддержке США. Некогда РВСК имели реальную возможность захватить власть в Боготе, а численность их боевиков десять лет назад достигала 20 тысяч человек. Теперь у повстанцев вдвое меньше бойцов, и, как сообщается, ежемесячно несколько сотен дезертируют. Еще одна беда в том, что мирные жители все чаще видят в партизанах не борцов за свободу, а военизированную наркомафию.

Прибыль от наркоторговли в период упадка РВСК оставалась одним из двух главных преимуществ повстанцев в борьбе с правительством. Вторым преимуществом была возможность вести торг по обмену заложников. Наиболее важных пленников РВСК берегли как зеницу ока, постоянно перемещая их по колумбийским джунглям, но очередное перемещение оказалось неудачным.

В последние месяцы сотрудникам правительственных спецслужб удалось внедриться в высшие эшелоны командования РВСК. Один из агентов убедил руководство переправить группу пленных в ставку нового главы повстанцев Алонсо Кано (Alfonso Cano), чтобы якобы вести переговоры об их обмене. Небольшой отряд конвоиров во главе с команданте Сезаром доставил пленников в лагерь на берегу Рио-Апапорис в департаменте Гуавьяре, откуда сотрудники дружественной боевикам некоммерческих организаций должны были переправить заложников к Кано.

Заложники, которых, по рассказу Бетанкур, транспортировали со связанными руками и ногами, надеялись, что их будут менять на пленных боевиков. Неудивительно, что настроение у них упало, когда, прибыв на место назначения, они увидели не представителей власти, а группу людей, которых они приняли за повстанцев. Те прибыли на двух белых вертолетах без опознавательных знаков, в один из которых и погрузились заложники вместе с Сезаром и еще одним повстанцем.

Неожиданность произошла уже в воздухе. Оказалось, что на вертолетах прибыли вовсе не повстанцы и не члены благотворительной организации, а переодетые спецназовцы. Некоторые из них для большей убедительности были в футболках с портретом Че Гевары. После взлета спецназовцы скрутили двух конвоиров и представились ошарашенным заложникам. Как рассказала Бетанкур, вертолет едва не рухнул, когда освобожденные пленники принялись прыгать от радости.

Как сказал командующий вооруженными силами Колумбии генерал Фредди Падилья (Freddy Padilla), операция прошла наилучшим образом и именно так, как задумывалось - без единого пострадавшего. Президент Урибе позднее на пресс-конференции подчеркнул, что правительство не заинтересовано в кровопролитии и РВСК должны понять, что власти идут абсолютно мирным путем.

Заложники-американцы уже вернулись на родину. Все участники спецоперации были колумбийцами, однако посол США в Боготе Уильям Браунфилд (William Brownfield) рассказал о тесном колумбийско-американском сотрудничестве, обмене разведданными и опытом. Возможно, это отчасти сведет на нет недовольство администрацией Джорджа Буша, которую упрекали в недостаточном внимании к судьбе попавших в плен сограждан. Теперь выходит, что США просто ушли в тень, позволив колумбийцам самостоятельно провести сенсационную операцию.

Одному из потенциальных преемников Буша, республиканцу Джону Маккейну, посчастливилось в среду быть с визитом в Колумбии, которая является ключевым союзником США в борьбе с наркотраффиком. Сенатор рассказал, что операция по освобождению готовилась несколько месяцев, а ее проведение совпало с его визитом случайно.

Для Колумбии освобождение заложников может обернуться крупным успехом в развитии отношений с США. В частности, ожидается, что теперь может быть одобрено забуксовавшее в Конгрессе двустороннее торговое соглашение. Кроме того, успешная спецоперация стала личным триумфом Урибе. Он получил поздравления от Буша и похвалу от соперника Маккейна - демократа Барака Обамы. Разумеется, поблагодарила Урибе и его бывшая соперница Бетанкур, которая признала, что он оказался "очень хорошим президентом".

На военном аэродроме в Боготе, куда доставили заложников, Бетанкур встретилась со своей матерью, политиком и бывшей обладательницей титула "Мисс Колумбия" Иоландой Пулесио (Yolanda Pulecio), и супругом Хуаном Карлосом Леконтом (Juan Carlos LeCompte). Репортеры отмечают, что бывшая пленница выглядела сравнительно здоровой, особенно если учитывать прежние мрачные сообщения о ее болезни. Бетанкур не смогла сдержать слез, обратившись к РВСК с просьбой освободить остальных заложников.

По словам Бетанкур, она даже пожалела Сезара, когда увидела его раздетым и связанным на полу вертолета. В течение четырех лет, пока команданте отвечал за охрану заложников, он плохо обращался с Бетанкур и другими пленными, но теперь оказался в совершенно нелепом положении. Бетанкур также попросила РВСК не наказывать других ответственных за охрану заложников повстанцев, которых колумбийские спецслужбы столь "бессовестно" обвели вокруг пальца.

< Назад в рубрику