Крупнейшая в США пивоваренная компания Anheuser-Busch согласилась на поглощение бельгийской InBev за 52 миллиарда долларов. В результате сделки, которая должна завершиться до конца 2008 года, будет образована крупнейшая пивоваренная компания в мире с ежегодной выручкой более 36 миллиардов долларов.
По условиям сделки, объединенная компания получит название Anheuser-Busch InBev. Генеральным директором пивного гиганта станет действующий глава InBev Карлос Брито (Carlos Brito). Представлять Anheuser-Busch в совете директоров должны будут двое человек, один из которых - действующий глава пивоваренной компании Август Буш Четвертый (August Busch IV). Имя второго не называется.
По словам Брито, Anheuser-Busch и InBev долгое время были успешными бизнес-партнерами, и слияние компаний является логическим продолжением тесных взаимоотношений. "В США и Канаде сотрудничество уже принесло InBev и Anheuser-Busch хорошую прибыль. В будущем мы повторим этот успех в других странах", - вторил ему Буш Четвертый. Что имелось в виду, стороны не уточнили, однако, очевидно, что после подписания соглашения между бельгийцами и американцами установились дружеские отношения и взаимопонимание. Сама же сделка является ярким примером того, как недружественное поглощение в течение месяца может перерасти в дружественное.
Однако уже тогда все пошло не так, как рассчитывали бельгийцы - американцы заявили, что продавать компанию не будут ни при каких условиях. При этом бывший генеральный директор Anheuser-Busch Август Буш Третий (August Busch III) и действующий глава Август Буш Четвертый заявили, что намерены отстаивать независимость своей компании любыми доступными средствами.
Правда, эти слова бельгийцы не восприняли всерьез и приступили к переговорам о финансировании предстоящего поглощения сразу с несколькими финансовыми организациями. В начале июня соглашение с банками JP Morgan, BNP Paribas и Merill Lynch было достигнуто, а InBev сумела привлечь кредит в размере 50 миллиардов долларов. Уже 12 июня в Anheuser-Busch поступило официальное предложение о покупке 100 процентов акций компании.
InBev готова была заплатить 65 долларов за каждую акцию Anheuser-Busch, оценив конкурента в 46,3 миллиарда долларов. Это предложение уже тогда было одним из самых щедрых на рынке - ранее Carlsberg и Heineken поглотили британскую Scottish & Newcastle за 15,4 миллиарда долларов. Однако семейство Бушей от слияния отказалось, объявив, что InBev сильно недооценила Anheuser-Busch. Так было положено начало конфликту длиной в один месяц.
Для того, чтобы скорее достичь поставленной цели и восстановить справедливость, бельгийцы, заручившись поддержкой Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), направили в Anheuser-Busch требование разрешить акционерам самим определять судьбу компании. В частности, акционерам американского пивовара предлагалось дать свое согласие на смену членов его совета директоров. При этом были названы возможные кандидатуры в новый совет, которые им было предложено одобрить.
Любопытно, что в бельгийский список попали бывшие руководители медицинских корпораций, таких как производитель кардиостимуляторов Guidant, фармацевтических Glaxo и Pfizer, а также биотехнологическая Fisher Scientific. Кроме того, в список вошли также бывшие главы аэрокосмической Lockheed Martin, информационной корпорации Dun & Bradstreet, машиностроительной ArvinMeritor и нескольких других.
Для того чтобы противостоять поглощению, Anheuser-Busch подала на InBev в суд. В иске говорилось, что бельгийская компания оказывает давление на акционеров американского конкурента для того, чтобы те поддержали предложение, "содержащее ложную или вводящую в заблуждение информацию". При этом руководство Anheuser-Busch объявило, что намерено провести реструктуризацию компании, чтобы сократить расходы по меньшей мере на миллиард долларов в год и увеличить прибыль. По мнению Бушей, это должно было охладить пыл InBev.
После этого установилось затишье - компании оттачивали клинки и готовились пустить в ход новое оружие. Однако 11 июля небо прояснилось, и события стали развиваться стремительно. InBev неожиданно увеличила свое предложение до 70 долларов за каждую акцию Anheuser-Busch, хотя ранее неоднократно заявляла, что делать этого не собирается. По-видимому, это оказало влияние на Anheuser-Busch, ранее готовую бороться за независимость до последней капли пива - компания согласилась начать переговоры. 13 июля на пивном рынке снова стало все спокойно.
Доля, занимаемая объединенной Anheuser-Busch InBev на рынках многих стран, вырастет значительно. Так, в США крупнейший пивовар будет контролировать более 60 процентов рынка. Его доля в Канаде также достигнет 60 процентов, а на Кубе, по некоторым оценкам, - 70 процентов. В Черногории, Боливии или, например, Уругвае объединенная компания станет чуть ли не единственным игроком на пивном рынке.
В результате слияния появится крупнейшая компания за всю историю пивной индустрии. В мире Anheuser-Busch InBev будет занимать долю не менее 24 процентов. Пока сделка не завершилась, действующим лидером на мировом рынке остается британская SAB Miller.
Однако в России положение бельгийской компании практически не изменится. В нашей стране InBev занимает второе место, контролируя около 19 процентов рынка. Лидером рынка является компания "Балтика", занимающая 39 процентов.
Anheuser-Busch в России практически не заметен - его доля не дотягивает и до одного процента. Компания появилась в стране немногим более полутора лет назад, когда начала продавать пиво Budweiser. Совокупная доля Anheuser-Busch InBev в России едва ли превысит 20 процентов.