Вечером 21 июля президент Сербии Борис Тадич через свою пресс-службу сообщил об аресте бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича. Глава государства отказался уточнить детали операции. Обстоятельства задержания стали известны со слов самого Караджича, который после ареста был доставлен в сербскую столицу на допрос в суд по военным преступлениям.
Сообщение пресс-службы было кратким и не содержало в себе никаких подробностей. Журналистам сообщили, что после установления точного местонахождения Радована Караджича он был немедленно арестован. При этом бывший политик не оказывал сопротивления. В пресс-службе отказались уточнить, кто именно и где задерживал Караджича. По сведениям сербских СМИ, это могли сделать структуры, подчиняющиеся Совету по национальной безопасности. МВД Сербии заявило, что не принимало участия в операции.
Вскоре после задержания Караджич был доставлен на допрос в суд по военным преступлениям в Белграде. Адвокат арестованного Светозар Вуячич рассказал прессе, что Караджич воспользовался правом сохранять молчание во время допроса. Судья Милан Дилпарич, который проводил допрос, не стал общаться с журналистами.
Адвокат Радована Караджича также уточнил, что его подопечный был арестован не в понедельник, как сообщили официальные власти, а в пятницу, 18 июля. По словам юриста, задержание было произведено в пригородном автобусе, который следовал из Белграда в Батайницу. Караджич рассказал юристу, что его вывели из автобуса неизвестные, надели на голову повязку и увезли, позднее поместив в некое помещение, в котором продержали до понедельника. Вуячич сообщил, что арестованного перед допросом обследовал врач, который констатировал хорошее состояние здоровья его подзащитного. Сам Караджич, по словам адвоката, на допросе вел себя строго и сдержанно, не нервничал и назвал "фарсом" сложившуюся вокруг него ситуацию.
Радовану Караджичу удавалось скрываться от международного правосудия на протяжении тринадцати лет. Ордер на его арест был выдан в июле 1995 года после того, как Международный трибунал по бывшей Югославии сформулировал обвинения против Караджича. Последний раз бывший президент выступал публично в боснийском селе Хан Пьесак в 1996 году. С тех пор ушедший в тень политик не появлялся на людях.
Госдепартамент США в свое время назначил за голову бывшего президента награду в пять миллионов долларов. Еще четыре миллиона пообещала за информацию о точном местонахождении Караджича тайная полиция боснийских мусульман. Несмотря на крупную сумму вознаграждения и усилия международных организаций, правосудию не удавалось выйти на след беглеца. Регулярные обыски домов родственников и сподвижников бывшего лидера боснийских сербов также не приносили ощутимых результатов.
Остается неясным, каким образом сербы установили местонахождение Караджича. Анонимный источник в правительстве Сербии сообщил, что арест был произведен после расследования, основанного на сведениях неназванной иностранной разведки. Видимо, официальные власти в своих интересах не хотят раскрывать источники информации.
Во вторник, 22 июля представители рабочей группы по взаимодействию с Международным трибуналом по бывшей Югославии созвали в Белграде брифинг, посвященный аресту Караджича. На брифинге было объявлено о том, что Радован Караджич до ареста работал в одной из клиник сербской столицы и занимался альтернативной медициной. По словам представителей группы, Караджич свободно передвигался по стране под вымышленным именем и с фальшивыми документами. Журналистам продемонстрировали фотографию бывшего лидера боснийских сербов после ареста: он постарел и обзавелся окладистой бородой. Отвечать на вопросы прессы организаторы брифинга отказались.
Вскоре после прошедшего брифинга специальный прокурор Владимир Вукчевич объявил о том, что власти Сербии приняли решение о передаче Радована Караджича под юрисдикцию Международного трибунала. После соблюдения необходимых формальностей арестованный будет экстрадирован в Гаагу.
Запад открыто приветствовал арест Караджича. Представители НАТО и Евросоюза направили властям Сербии поздравительные письма. Генеральный прокурор Гаагского трибунала Серж Браммерц поздравил сербов с поимкой Радована Караджича и похвалил работу, проделанную группой по взаимодействию с международным судом. МИД России сдержанно высказался на тему ареста бывшего президента Республики Сербской и дистанцировался от ситуации, назвав вопрос о дальнейшей судьбе Караджича внутренним делом Сербии.
По всей видимости, операция по аресту Караджича и последующее решение о его экстрадиции в Гаагу свидетельствуют о попытках сербских властей улучшить отношения с НАТО и Евросоюзом. Правительство Сербии уже давно взяло курс на евроинтеграцию и вступление в НАТО, и Радован Караджич, будучи на свободе, являлся серьезным препятствием для реализации этого курса.
Отметим, что Гаагский трибунал в последнее время остался фактически без работы. Громкие процессы над Рамушем Харадинаем и Насером Оричем завершились оправдательными приговорами. Эти вердикты вызвали в Сербии негодование. Теперь Гаага заполучит "обвиняемого номер один" и сможет показать миру, что по-прежнему вершит правосудие. Кстати, деятельность трибунала вызывает резкую критику со стороны России. В июне, после вынесения вердикта по делу Орича, российские дипломаты обвинили трибунал в предвзятости и следовании политическому заказу. МИД РФ выпустил официальную ноту с призывом закрыть международный суд.
Вероятно, на фоне этого процесс над Караджичем пройдет в ускоренном темпе. Согласно имеющимся планам, трибунал должен завершить все суды по бывшей Югославии уже в 2009 году. Вряд ли можно рассчитывать на объективное рассмотрение дела бывшего лидера боснийских сербов в условиях цейтнота - особенно, учитывая своеобразное отношение к обвиняемым сербам со стороны юристов международного суда.