С точки зрения политического антуража окончательный выход Грузии из СНГ прошел в лучших традициях "цветных революций" (или худших, если считать "бархатно-розово-оранжевое" злом). 12 августа 2008 года Саакашвили выступал на многотысячном митинге в центре Тбилиси и клеймил российских "агрессоров" и российскую "оккупацию" Южной Осетии. Сыпал проклятиями в адрес РФ, эмоционально жестикулировал. Кульминацией стало следующее заявление Саакашвили: "Мы окончательно покидаем СНГ и предлагаем Украине и другим странам покинуть это объединение, которым управляет Россия". Российский Первый канал незамедлительно отреагировал в вечернем выпуске новостей : "Грузинский президент обиделся на три буквы", а затем ведущий отметил "странность" поведения Саакашвили: мол, принимает такие важные геополитические решения на улице. Однако решение Грузии покинуть ряды СНГ состоялось давно. Интрига была: когда? Война в Южной Осетии стала очевидным поводом.
Без СНГ хуже грузинам не будет. Несмотря на то, что многие политики уже предрекли Грузии негативные последствия выхода из союза, экономические вызовы, стоящие перед правительством Михаила Саакашвили появились не вчера, и не позавчера, а членство в СНГ никак не способствовало их решению. Между тем, в Грузии - теперь уже бывшей участнице Содружества - в первом полугодии 2008 года отмечен самый низкий уровень инфляции - 4,5 процента. В России - 8, 7 процента. И этот грузинский показатель возник не благодаря торговле с Россией в рамках того же СНГ, а, пожалуй, вопреки: Россия фактически объявила Грузии экономическое эмбарго в ответ на стремление Грузии войти в НАТО и интегрироваться в ЕС. Российская блокада грузинского вина была болезненным ударом по экономике Грузии, но не смертельным.
Что касается участия Грузии в делах СНГ, то с 1993 по 2008 год республика ратифицировала 6 договоров Содружества из 37, требующих ратификации. Это наименьший показатель среди всех стран Содружества. Больше всех ратифицировал договоров Таджикистан - 34 из 37, Россия ратифицировала 14. С 2006 года Саакашвили, по сути, вообще игнорировал саммиты СНГ (в 2007 году он прилетел в Душанбе, но не подписал ни одного документа). В мае 2008 года Грузией прекратила сотрудничество с Россией в сфере ПВО (соглашение было подписано в 1995 году в рамках СНГ).
Грузинский эксперт по вопросам экономики Владимир Папава отмечает, что сейчас и степень от энергетической зависимости Грузии от России снижается, так как импорт газа в страну осуществляется в основном из Азербайджана. В то же время, бензин и другие нефтепродукты завозятся из других стран и их импорт также диверсифицирован. "Так что можно считать торгово-экономические отношения с Россией практически приостановленными. Что касается других стран-членов СНГ, тут у нас со многими государствами двусторонние соглашения, в том числе по торговле, защите инвестиций, избеганию двойного налогообложения, так что будем мы в СНГ или нет, это соглашения действуют", - считает Папава.
Более того, некоторые наблюдатели увидели за войной в Южной Осетии не вопрос непризнанных территорий, а именно углеводородный аспект. Например, обозреватель журнала "Власть" пишет: "Дело в том, что основным маршрутом транзита нефти через территорию Грузии является так не любимый Москвой трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который был построен на западные деньги в обход России и запущен в 2006 году. По этой трубе каспийская нефть из Азербайджана идет через Турцию на Запад. А недавно, несмотря на недовольство российских властей, по ней потекла еще и казахстанская нефть".
Однако в России убеждены, что выход Грузии из СНГ все-таки будет иметь для нее негативные последствия. "Нас в этой связи, прежде всего, волнуют социально-экономические аспекты дальнейшей жизни многонационального народа Грузии, поскольку именно в рамках СНГ осуществлялись взаимовыгодные экономические, хозяйственные, гуманитарные и иные межгосударственные связи", - заявил РИА Новости представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
Если имеются в виду запрет в России почтовых и авиасообщений с Грузией, а также замораживание банковских переводов, то эти мероприятия уже проводились в 2006 году. Тем не менее, краха в грузинской экономике не произошло.
Это не значит, что в Грузии все хорошо. Отнюдь. Занимаясь глобальными реформами, команда Саакашвили мало занималась социальными проблемами. В стране крайне высок уровень безработицы. За 2006 – 2007 год в стране было создано около 200 тысяч рабочих мест, но этого явно недостаточно. Прямые инвестиции в экономику Грузии достигли невиданной цифры за всю историю страны – 2 миллиарда долларов США, но это "длинные деньги", реальный результат в виде поступлений налогов в бюджет, социальных выплат они дадут не раньше 2009 года (а после военного конфликта с Россией, скорее всего, и намного позже). Многие в Грузии ждали от "революции роз" моментального чуда, но чудес в экономике не бывает.
Выход Грузии из СНГ чисто символически поддержала Украина. Маловероятно, что Верховная Рада одобрит законопроект, направленный против участия в Содружестве. Скорее всего, депутаты пошумят и успокоятся. Экономика Украины, в отличие от грузинской, действительно зависит от транзита российcко-туркменского газа в Европу. А усугублять ставшие традиционными зимние переговоры с Газпромом по цене на газ вряд ли захочется даже самым "самостийным" политикам.