Кризис на мировых финансовых рынках впервые затронул российские нефтегазовые компании – основу основ отечественной экономики. Во всяком случае, только этим можно объяснить, что "Лукойл", "Роснефть", ТНК-ВР и "Газпром" попросили у правительства многомиллиардный кредит на погашение внешних займов.
Согласно официальным высказываниям российских чиновников, кризис ликвидности (читай – нехватки денег) на банковском рынке пока не перерос в общеэкономический. Тем не менее, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин уже намекнул, что отсутствие средств у кредитных организаций может привести к потере одного процента от запланированного роста ВВП.
Кроме того, в Центробанке России признали, что антикризисные меры правительства могут привести к увеличению инфляции на один - два процента в годовой перспективе. В этом прогнозе не учитывались 950 миллиардов рублей, которые правительство решило отдать банкам 7 октября, сразу после рекордного обвала фондовых индексов РТС и ММВБ.
Но даже эти негативные для экономики и каждого россиянина в отдельности последствия кредитного кризиса могут оказаться мелочью, если деньги кончатся не только у банков, но и у компаний. Начало этого процесса СМИ обнаружили еще летом 2008 года, когда сразу несколько некрупных компаний объявили о технических дефолтах. Иными словами, производители из самых разных отраслей экономики не смогли вовремя расплатиться с кредиторами. Это случилось из-за того, что в 2008 году они планировали рефинансировать свои долги. Однако банки отказались кредитовать некрупные компании или выставили им такие условия, на которые нельзя было согласиться.
При этом крупные российские концерны пока справлялись с кризисом. В середине сентября 2008 года "Роснефть" даже сообщила, что погасила последний транш по кредиту на 22 миллиарда долларов, который был взят в 2007 году для приобретения активов "ЮКОСа".
Отчасти российским компаниям помогали справиться с кризисом цены на сырье. В течение 2008 года они непрерывно росли, что, естественно, привело к значительным сверхприбылям отечественных предприятий. Однако именно эти сверхприбыли обернулись в итоге дополнительными хлопотами.
Дело в том, что многие компании утвердили свои инвестпрограммы, рассчитывая на высокие цены на мировом рынке. Однако стоимость сырья, наоборот, начала постепенно падать, причем к концу сентября обвал принял панический характер. Только цены на нефть с середины июля по начало октября снизились приблизительно на 60 долларов за баррель, остановившись у отметки в 90 долларов.
Одним из первых об ошибочном планировании инвестпрограммы рассказал президент и основной владелец "Лукойла" Вагит Алекперов. По его словам, компания рассчитывала затраты с учетом цен на нефть на уровне 105 долларов за баррель. Это означает, что уже в ближайшее время некоторые проекты "Лукойла" придется перенести на более поздние сроки.
В условиях стабильного мирового финансового рынка падение цен на нефть не привело бы к сложностям у российских компаний. В такой ситуации им не составило бы труда занять средства за рубежом – в последние годы иностранные банки все охотнее кредитовали российский бизнес. C наступлением кризиса этот источник средств для компаний практически иссяк.
К осени 2008 года оказалось, что нефтяникам не у кого просить помощи, кроме как у государства. А 7 октября стало известно, что "Газпром", ТНК-ВР, "Лукойл" и "Роснефть" попросили у государства кредит на рыночных условиях. Об этом сообщил журналистам глава "Лукойла" Вагит Алекперов. Деталей предложения нефтяников он не назвал, однако заявил, что сам "Лукойл" рассчитывает получить от государства от двух до пяти миллиардов долларов.
Таким образом, можно приблизительно представить, сколько денег попросили у государства все четыре компании – около 10-20 миллиардов долларов. Эта сумма огромна даже для нефтяников, привыкших оперировать миллионами и миллиардами. Для сравнения, весь "Лукойл" оценивается сейчас на фондовом рынке приблизительно в 34 миллиарда долларов, а до кризиса – почти в сто миллиардов долларов.
Согласится ли правительство на предложение нефтяников, неизвестно. Пока никто из чиновников не отреагировал на заявление Алекперова, однако кажется, что правительство нефтяников в беде не оставит: во-первых, две из четырех компаний принадлежат государству, а, во-вторых, правительство Владимира Путина с мая 2008 года значительно увеличило помощь нефтяникам.
Летом 2008 года были приняты сразу несколько законов, облегчающих налоговое бремя для них. Например, налог на добычу полезных ископаемых теперь надо платить с нефти, которая стоит больше 15 долларов за баррель, а не девять, как было раньше. Кроме того, были введены налоговые каникулы для компаний, работающих на континентальном шельфе, на Ямале и в Тимано-Печерском бассейне.
Все это свидетельствует о том, что правительство может согласиться на кредитование компаний. Однако в таком случае на рынке возникнет прецедент – вслед за нефтяниками могут попросить помощи металлурги, потом строители, потом еще кто-нибудь…