В течение последних месяцев Центробанк России еженедельно отчитывается об уменьшении международных, или, как они раньше назывались, золотовалютных резервов страны. Если 8 августа они составляли более 597 миллиардов долларов, то уже к середине октября – только 530,6 миллиарда долларов. За три месяца резервы уменьшились на 66 миллиардов долларов, то есть снижались более чем на 700 миллионов долларов в день.
При этом в последние дни расход резервов резко увеличился – за неделю с 4 по 10 октября они сократились на 15,5 миллиарда долларов. Подобное по масштабам падение резервов было зафиксировано только в августе 2006 года, но тогда причина была проста и понятна: Россия договорилась о досрочном погашении долгов Парижскому клубу кредиторов более чем на 20 миллиардов долларов.
С тех пор российские резервы постоянно росли. До лета 2008 года Центробанк почти каждую неделю объявлял о взятии новых вершин: в марте они впервые превысили отметку в полтриллиона долларов, а летом – 550 миллиардов долларов.
Так быстро российские резервы росли по двум причинам. Во-первых, торговый профицит приводил к тому, что у компаний оказывалось много "лишней" валюты. Для операционной деятельности они переводили их в рубли, а доллары и евро оседали у Центробанка. Кроме того, России помогло и обесценивание доллара – в первой половине 2008 года американская валюта резко подешевела, а ведь именно в долларах и принято считать резервы в России.
На досрочные выплаты Парижскому клубу два года назад пошли средства Стабфонда. С 1 февраля 2008 года этой структуры не стало – вместо нее были созданы Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Как и в случае со Стабфондом, они финансируются за счет слишком высоких цен на нефть на мировых рынках и хранятся на специальных депозитах в Центробанке. Средства фондов входят в структуру международных резервов России.
По данным на начало октября, в структуре международных резервов больше всего было валюты – 402 миллиарда в долларовом эквиваленте. В золоте хранились активы почти на 14 миллиардов долларов.
За последние месяцы цены на нефть на мировых рынках упали в два раза – если в июле баррель WTI стоил больше 147 долларов, то в октябре – чуть больше 70 долларов. Тем не менее, на наполнении национальных фондов резкое падение стоимости нефти пока не отразилось – по данным на 1 октября в Резервном фонде хранилось около 3,5 триллиона рублей (почти 141 миллиард долларов по курсу на начало октября), а в Фонде национального благосостояния – 1,2 триллиона рублей (48,6 миллиарда долларов). За две недели объемы фондов увеличились почти на полтриллиона рублей.
Это означает, что общий объем международных резервов в России уменьшается не из-за падения цен на нефть. Причина в другом – в политике Центробанка, который в условиях оттока средств из России и ажиотажного спроса на валюту, сдерживает падение курса рубля, "вбрасывая" на рынок американскую валюту и забирая российскую.
Чтобы не было паники
Многие в России оценивают финансовое состояние экономики по курсу рубля. Если он растет, значит в стране все хорошо, если падает, - значит пора переводить средства в более надежную валюту. Чтобы такие настроения не возникли, Центробанк в последние недели охотно скупает рубли на рынке, создавая таким образом на них спрос и не давая курсу российской валюты значительно опуститься.
По данным "Ведомостей", ЦБ каждый день вливает на рынок миллиарды долларов. Так 6 октября были потрачены шесть миллиардов долларов, а рекорд был установлен 8 августа, когда ЦБ продал восемь миллиардов долларов.
Сдерживание падения курса рубля приводит к тому, что из российской банковской системы изымается российская валюта. Получается, что мера Центробанка косвенно способствует кризису ликвидности в стране, из-за которого уже пострадали многие банки, у которых не хватает денег на выполнение текущих операций. Тем не менее, выхода у ЦБ нет. Падение курса рубля обернулось бы еще большими бедами, главная из которых – увеличение инфляции.
Кроме того, значительные средства в долларовом выражении резервы страны потеряли от роста курса доллара. Еще летом на мировых рынках за один евро давали 1,6 доллара. Сейчас европейская валюта стоит всего 1,35 доллара. Это означает, что если бы резервы пересчитывались не в долларах, а в евро, падение их было бы не столь стремительным.
Дальше будет…
При падении цен на нефть на мировых рынках и нестабильности в российских банках перевод россиянами средств в доллары и евро может продолжиться. Тогда Центробанк, чтобы избежать падения цен на рубли, будет продолжать вбрасывать в финансовую систему валюту, а значит объем резервов будет постепенно уменьшаться.
С другой стороны, не исключено и резкое снижение резервов за счет "распечатывания" национальных фондов для поддержания российских банков. Ранее правительство решило выделить Внешэкономбанку (Банку развития) 450 миллиардов рублей госсредств для того, чтобы тот начал кредитование крупнейших российских банков. По словам министра финансов Алексея Кудрина, эти средства планируется взять из одного из национальных фондов.
На простых россиянах снижение международных резервов пока никак не отражается – от накопленных страной долларов не зависит ни их зарплата, ни выполнение текущих бюджетных показателей страны. В конце концов, когда еще тратить резервы как не в разгар кризиса? Лишь бы только не переусердствовать – тратить деньги всегда легче, чем копить.