Прокурор округа Уилласи, штат Техас, 31 декабря покинет свой пост: его должность - выборная, а переизбрания ему добиться не удалось. Однако тихо и мирно уйти на покой Хуан Герра не пожелал. Напоследок он инициировал обвинения против своих обидчиков, а заодно - против вице-президента Дика Чейни и бывшего генпрокурора США Альберто Гонсалеса. На рабочем столе Герра держит статуэтку Дон Кихота, а на стене кабинета - портрет Панчо Вильи.
На посту окружного прокурора Хуан Анхель Герра (Juan Angel Guerra) бессменно работает с 1996 года, однако на первичном голосовании в марте местные демократы отказались выдвигать его на переизбрание, отдав предпочтение другому кандидату. Это неудивительно, если учесть, что в последние пару лет судьба Герры складывается не слишком гладко.
В 2007 году прокурор стал объектом официального расследования, и против него готовились уголовные обвинения. Следствие полагало, что Герра вымогал у финансовой фирмы Connie & Fina Bail Bond 10 тысяч долларов, продал на сторону изъятую у какого-то подозреваемого машину и потребовал у государства 800 долларов на покрытие несуществующих расходов. Когда 11 февраля полиция в соответствии с полученным ордером пыталась обыскать офис прокурора, он оказал сопротивление и был арестован.
18 месяцев войны
Проведя ночь за решеткой, Герра вышел на свободу под залог. "Это нелепая ложь. Ничего я не крал", - возмущался служитель закона по поводу выдвинутых обвинений. В знак протеста Герра разбил палатку перед офисом шерифа в Рэймондвиле - это административный центр Уилласи. Установив транспаранты с надписями "Новый офис окружного прокурора Уилласи" и "Иисус по-прежнему любит Герру", прокурор взял себе в компанию лошадь, трех коз и петуха.
"Практически каждый раз как кто-то выходит за дверь, он (Герра) просит, чтобы его арестовали, - сетовал шериф Ларри Спенс (Larry Spence). - Он хочет попасть в тюрьму. Думает, что сможет стать вожаком заключенных и добиться гражданских акций протеста. Не бывать этому". А следствие тем временем продолжалось, и в марте федеральное большое жюри присяжных - орган, принимающий решение об официальном выдвижении обвинений, - постановило начать судебное преследование прокурора. Также в число обвиняемых попали два предполагаемых подельника Герры - его секретарь Офелия Герреро (Ofelia Guerrero) и следователь Марте Гильен (Marte Guillen).
Всего было выдвинуто три обвинения. Во-первых, Герра обвинялся в фальсификации официальных записей, лжесвидетельстве и злоупотреблении должностными полномочиями - все это, чтобы сфабриковать нарушения в работе Connie & Fina. По второму обвинению, прокурор вымогал у фирмы 10 тысяч, угрожая в противном случае добиться ее закрытия. Сам Герра утверждал, что он вполне законным образом требовал у компании средств на покрытие залогов за обвиняемых, не явившихся в суд.
Третье обвинение предполагало, что Герра вместе с двумя подельниками совершил хищение из бюджета округа на 200 тысяч долларов, используя государственное оборудование и персонал в личных целях. По версии Герры, на самом деле он просто давал бесплатные юридические консультации местным жителям - отсюда и указанные расходы.
Полиция Рэймондвиля вновь арестовала Герру и поместила его за решетку. Дело опять обошлось залогом, но судебное преследование продолжилось и длилось вплоть до 21 октября 2008 года. В этот день Мануэль Баналес (Manuel Banales) - председательствующий судья пятого административно-судебного региона Техаса, в который входит Уилласи, - снял с Герры и его товарищей обвинения.
Решение Баналеса было принято в соответствии с рекомендацией Рона Барросо (Ron Barroso) - специального прокурора, который вел дело Герры. Незадолго до того апелляционный суд постановил, что предшественник Барросо - Густаво Гарса (Gustavo Garza) - был неправомерно назначен вести дело Герры, и его отстранили. Гарса был убежден, что доказательств вины Герры вполне достаточно для осуждения, однако Барросо придерживался прямо противоположной точки зрения.
"Единственное, что меня удивляет, - сказал Герра, - продолжительность времени, потребовавшегося для принятия такого решения. Понадобилось 18 месяцев, чтобы снять с меня обвинения". Впрочем, причину затяжного преследования окружной прокурор назвал без колебаний: враги хотели помешать его переизбранию. Если так, то злопыхатели своего добились, но Герра задумал взять реванш.
Реванш прокурора
В понедельник - хотя известно об этом стало днем позже - федеральное большое жюри в Уилласи одобрило подготовленные Геррой обвинения против семи человек. С одной стороны, в число обвиняемых попали слуги закона, которых прокурор винит в своей горькой судьбе. А с другой - Дик Чейни и Альберто Гонсалес, что обеспечило делу общенациональную огласку.
Все тот же судья Баналес дал делу ход и назначил на пятницу официальное предъявление обвинений. Судья не потребовал ареста обвиняемых, и даже их явка в суд необязательна. Курьезный момент заключается в том, что сам Герра на рассмотрение обвинений не явился, и Баналесу пришлось послать техасских рейнджеров, дабы те справились о здоровье прокурора и предписали ему быть в пятницу в суде.
Секретарь окружного суда Гилберт Лосано (Gilbert Lozano), окружные судьи Джанет Лил (Janet Leal) и Мигдалия Лопес (Migdalia Lopez), специальные прокуроры Мервин Мосбакер (Mervyn Mosbacker Jr.) и упомянутый выше Гарса обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном аресте. Уже прозвучали заявления о том, что обвинения выдвинуты неправомерно, поскольку готовил их Герра, которого собственно и притесняли обвиняемые.
Что касается Чейни и Гонсалеса, то их обвиняют в причастности к "организованной преступной деятельности", а именно к нарушению прав заключенных федеральной юрисдикции, содержащихся в частных тюрьмах округа Уилласи. Речь, в частности, идет об инциденте 2001 года, когда двое заключенных в частной федеральной тюрьме в Рэдвилле, которой управляет компания GEO Group, забили до смерти своего товарища Грегорио де ла Росу (Gregorio de la Rosa Jr.) - якобы с согласия администрации. Де ла Росе предстояло вскоре выйти на свободу, но он чем-то не угодил тюремному начальству.
По мнению стороны обвинения, Дик Чейни должен отвечать за тюремные правонарушения, потому что имеет долю в инвестиционной компании Vanguard Group, а та, в свою очередь, вкладывает средства в GEO Group. Гонсалес же, как утверждается в обвинении, в 2006 году злоупотребил должностным положением, чтобы остановить расследование преступлений в рэдвильской тюрьме.
Адвокат Гонсалеса в письменном заявлении отметил: "Это очевидно фиктивное обвинение по формальным признакам, что поймет любой грамотный обвинитель. Надеюсь, компетентные органы Техаса положат конец этому злоупотреблению системой уголовного правосудия". Представители Чейни от комментариев пока отказались.
Очень может быть, что обвинения в адрес действующего и бывшего членов администрации Джорджа Буша - донкихотство экстравагантного Герры или своеобразный рекламный трюк. Тем не менее, абсолютно беспочвенными эти обвинения не кажутся. Окружной прокурор уже давно расследует связи между политиками и тюремным бизнесом в Уилласи, где очень много мест заключения, и достиг определенных успехов. От нескольких представителей местной власти он добился добровольных признаний в коррупции, а в октябре обвинения были предъявлены GEO Group. Ранее, в 2006 году, суд предписал компании выплатить семье де ла Росы компенсацию в размере 47,5 миллиона долларов.
К тому же всем известно о нежных отношениях Чейни с американскими корпорациями и о том, насколько рачительно Гонсалес до отставки в 2007 году использовал свои властные полномочия. Так что, может быть, что-то из затеи Герры и получится - в конце концов, не боги горшки обжигают.