Культура
16:02, 19 декабря 2008

В начале намечались торжества, потом - аресты Кинематографисты России готовы к расколу

Знаменитая фраза, сказанная героем Семена Фарады в картине "Тот самый Мюнхгаузен" - "в начале намечались торжества, потом - аресты, потом решили совместить" - как нельзя более точно описывает ситуацию на внеочередном съезде кинематографистов России. Глядя на то, что творят люди, претендующие на звание творческой элиты страны и несущие полную ответственность за ближайшее будущее отечественного кинематографа, становится очевидно, что их интересует все что угодно, но только не кино.

Собственно, скандал начался еще на внеочередном пленуме правления Союза, состоявшемся 15 декабря. Члены правления в спешке приняли решение о проведении съезда, в задачу которого входило бы избрание нового председателя Союза, получение отчета действующего, внесение поправок в Устав и принятие новых членов. Процедура была нарушена, но этот факт собравшихся не смутил, столь сильно было желание кадровой революции.

18 декабря она и случилась, только несколько в ином смысле. В список делегатов от Гильдии кинематографистов не включили председателя Союза Никиту Михалкова, поэтому он прибыл на съезд в качестве сценариста. Был ли это злой умысел, или люди творческие просто не справились с протоколом, остается неизвестным. С первых минут заседания Михалков объявил съезд нелегитимным, поскольку решение о его проведении принималось без необходимого кворума. "Ну что за протокол, в котором написано "кворум есть"? И пить! Кто может принять такой протокол, реально, чтобы он серьезно был рассмотрен?", - гневался Никита Сергеевич. Он даже попытался припугнуть делегатов Минюстом, который, якобы, прислал депешу с предупреждением о нарушении Устава.

И так далее. Делегаты требовали отчета председателя, Михалков сетовал на противоестественность "этой клоунады" и призывал всех желающих общения с ним переместиться в другое место. Его поддержали заместитель министра культуры РФ Александр Голутва, предложивший переквалифицировать съезд в общее собрание кинематографистов и потратить время на обсуждение насущных проблем отечественного кино, а также председатель ревизионной комиссии СК РФ Андрей Герасимов, предположивший, что Минюст может вообще упразднить Союз за столь вопиющие нарушения. Впечатления это не произвело, и съезд постановил считать себя съездом в любом случае.

Однако главный вопрос - избрание нового главы Союза, так и не был решен. Кандидатами на пост, который с 1997 года занимает Михалков, считались Михаил Пореченков, исполняющий в связи с творческим отпуском самого Михалкова обязанности председателя СК, гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров, глава компании "СТС Медиа" Александр Роднянский и режиссер Марлен Хуциев. Пореченков пользуется безоговорочной поддержкой партии Михалкова, который считает своего протеже "молодым, здоровым, популярным и сильным человеком", кандидатура Хуциева поддерживается оппозиционерами. Что касается Роднянского, то незадолго до съезда он говорил, что не собирается выдвигать свою кандидатуру на пост председателя, но готов оказать новому руководителю СК всяческую поддержку.

В итоге, Пореченков снял свою кандидатуру, так как тоже посчитал происходящее противозаконным. Более того, на правах временного председателя СК он посоветовал делегатам повременить с принятием в Союз молодых кинематографистов, дабы "не впутывать их в ваши грязные игры". К слову, со списком кандидатов также произошел досадный казус, на который Михалков обратил внимание собравшихся. Среди 65 претендентов оказались актер Константин Лавроненко и режиссер Алексей Мурадов, являющиеся уже три года членами Союза. "Вы понимаете, с каким тщанием эти списки составлены? Это превращается в чистый фарс", - констатировал Михалков.

Финальная точка в этом споре будет поставлена уже сегодня. В том случае, если самопровозглашенный съезд выберет нового председателя без учета мнения сторонников действующего, в СК произойдет раскол, и в спор будут вынуждены вмешаться государственные структуры, например тот же Минюст. Во всяком случае, один действующий политик уже вмешался. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в свойственной ему экспрессивной манере призвал арестовать Никиту Михалкова.

Если же собрание все же не решится на столь откровенное нарушение устава и будет назначена дата проведения нового съезда, то подковерная борьба вспыхнет с новой силой.

Стоит, правда, вспомнить, что с последним избранием самого Никиты Сергеевича тоже все было непросто. На последнем съезде, который состоялся в 2004 году, Союз кинематографистов Москвы сформировал вполне серьезную оппозицию, выдвинувшую своего кандидата – актрису и режиссера Елену Цыплакову. В ходе тайного голосования ни один из претендентов не набрал требуемые 75 процентов голосов, затем часть делегатов вообще покинула съезд. Лишь в результате открытого голосования оставшиеся утвердили кандидатуру Михалкова. В дальнейшем это решение было оспорено в суде, но безрезультатно.

Так что отечественным кинематогафистам всегда есть чем заняться, будь то борьба за спасение или переустройство Дома кино, спор о том, чья киноакадемия главнее и так далее. Результат уже никого не волнует, главное - изображение бурной деятельности. Здесь уместно вспомнить еще один замечательный диалог героев Семена Фарады и Леонида Броневого из "Того самого Мюнхгаузена".

- А где наша гвардия, гвардия где?
- Очевидно, обходит с флангов.
- Кого?
- Всех!

Они в состоянии обойти всех, даже нас, обычных зрителей.

< Назад в рубрику