Россия
17:50, 26 февраля 2009

Военно-морская контрабанда Российских военных моряков заподозрили в торговле ракетами

В российском Минобороны разразился очередной коррупционный скандал. На этот раз он носит несколько экзотический оттенок. Если раньше объектом расследований становились в основном финансовые махинации или мошенничество с жильем для военнослужащих, то на этот раз высокопоставленных офицеров ВМФ заподозрили в контрабанде в Таджикистан противокорабельных ракет для последующей их продажи китайцам.

Первым о новом уголовном деле рассказал начальник Главной военной прокуратуры РФ Сергей Фридинский. По его словам, российские военные моряки собирались незаконно поставить в Таджикистан 30 противокорабельных ракет и 200 авиабомб. Стоимость контрабанды оценивается в 18 миллионов долларов. Следователи полагают, что в конечном счете оружие должно было попасть в Китай.

Помощник главкома ВМФ РФ Игорь Дыгало уточнил, что ракеты собирались вывезти под видом списанных, но не стал углубляться в подробности, отметив лишь, что нарушения были выявлены совместными усилиями флота, ФСБ и военных прокуроров.

Никаких имен, званий и должностей Фридинский и Дыгало не назвали. Также до конца не понятно, было ли оружие переправлено покупателям или преступный замысел был сорван на стадии подготовки. Источник издания ГАЗЕТА.GZT.RU в Главной военной прокуратуре рассказал, что речь идет об устаревших моделях ракет, которые подновлялись на одном из среднеазиатских заводов и продавались за границу. Он отметил, что канал сбыта существовал уже несколько лет. Это, по-видимому, означает, что поставка была не первой.

Сотрудник прокуратуры также заявил, что в преступном бизнесе были замешаны сотрудники нескольких силовых ведомств России и стран ближнего зарубежья. Организаторы аферы, по его сведениям, находятся в Москве и напрямую связаны с тыловыми службами ВМФ, имея отношения к утилизации боеприпасов. Кроме того, в сделках принимали участие гражданские предприниматели.

Другой близкий к следствию источник сообщил "Интерфаксу", что в деле могут быть замешаны должностные лица ВМФ в званиях до вице- и контр-адмиралов, которые помогли организовать фиктивную утилизацию боеприпасов. Причем собеседник агентства отметил, что на псевдоутилизацию была выделена сумма, эквивалентная 1,6 миллиона долларов. Фридинский ранее подтвердил, что утилизация проходила на бюджетные средства, но называл более скромную сумму - два миллиона рублей.

Никто из официальных лиц не уточнил, по какой статье возбуждено дело. Сведущие люди говорят, что пока в нем фигурирует только статья о мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц с использованием служебных полномочий. О статьях, связанных с незаконным оборотом оружия, контрабандой и шпионажем, речь пока не идет.

Еще одним неясным местом в этой истории является источник контрабанды. Трудно предположить, что противокорабелные ракеты везли в Среднюю Азию за многие тысячи километров с Черного или Балтийского морей, и, тем более, с Северного Ледовитого или Тихого океанов. В этом случае повышался риск раскрытия контрабанды, и в цепочке наверняка появились новые посредники, с которыми пришлось бы делиться.

"Газета.Ru" предполагает, что хищения могли произойти в не столь географически удаленном регионе. Дело в том, что в 1950-х годах на озере Иссык-Куль в тогдашней советской Киргизии был создан испытательный центр ВМФ, права собственности на который в 1993 году по двустороннему соглашению были закреплены за Россией. Центр теперь именуется 954-ой испытательной базой противолодочного вооружения и включает в себя российскую военно-морскую базу "Койсары" и российско-киргизское СП "Озеро".

Это предприятие, 95 процентов акций которого принадлежит России, занимается разработкой новых вооружений, в том числе и противокорабельных ракет. На Иссык-Куле, кроме того, испытывают серийные торпеды.

Что касается авиабомб, то ближайший объект - это российская авиабаза в Канте, с которой осуществляется контроль за воздушным пространством Средней Азии.

Киргизия, как известно, граничит с Таджикистаном, а благодаря фактической прозрачности границ поставить что-либо из одной страны в другую незаметно от официальных властей не составит большого труда. Между тем в Душанбе поспешили заверить, что таджикские власти не имеют отношения к поставкам российских ракет и бомб в Китай. И Комитет национальной безопасности, и МВД, и военная прокуратура Таджикистана заявили, что им ничего не известно о контрабанде и российские коллеги ни о чем подобном им не сообщали.

Пока что официальных заявлений не последовало от представителей ВВС России, а также со стороны Киргизии и Китая.

Стоит отметить, что это первое крупное дело о международной контрабанде вооружений в российской армии. Ранее все предположения об подобном явлении оставались на уровне слухов, а под суд попадали в основном прапорщики и младшие офицеры, поставлявшие со складов стрелковое оружие и взрывчатку различным преступным группировкам.

Удивляться такому развитию событий не стоит: Фридинский недавно в интервью правительственной "Российской газете" рассказал о масштабах коррупции в армии. По его словам, ущерб только за 2008 год, нанесенный выявленными коррупционерами, оценивается в два миллиарда рублей. При этом всего за различные преступления в вооруженных силах были осуждены около 300 старших офицеров, в том числе десять генералов и 76 командиров частей.

Преступники были выявлены в ряде центральных управлений Минобороны, сотрудники которых продавали коммерсантам ракетное топливо по заниженной цене, а потом закупали вновь уже по рыночной. Ущерб от мошенничества составил 430 миллионов рублей. А в главкомате Сухопутных войск украли 250 миллионов рублей, выделенных на покупку жилья для офицеров. В Чечне офицеры-финансисты присвоили более сотни миллионов рублей, и так далее и тому подобное.

Все перечисленные случаи окружает строгая завеса секретности. Неизвестны ни имена подозреваемых и обвиняемых, ни их должности, ни конкретное место работы, как и то, в каком состоянии находится расследование. Объединяет их всех одно - место действия: так называемый "Арбатский военный округ". Можно с уверенностью предположить, что с увеличением финансирования в связи с проводимой армейской реформой число таких случаев будет только множиться.

< Назад в рубрику