На второй день предварительных слушаний второго уголовного дела в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева меры безопасности стали еще серьезнее. Согласно сообщениям пресс-центра адвокатов обвиняемых, 3 марта попасть за заграждения на прилегающих к зданию суда улицах можно было по паспорту. Теперь туда пропускают только обладателей судебных повесток и журналистов с редакционными удостоверениями.
Предварительные слушания проходят в закрытом режиме, поэтому информация о ходе заседания поступала небольшими порциями. Обвиняемых провели в зал суда в 11:40, и на этот раз фотографы и операторы не смогли заснять приготовления к заседанию. Впрочем, в зале ничего не изменится: новых лиц до начала слушаний по существу там не появится, а просьба адвокатов пересадить Михаила Ходорковского и Платона Лебедева из стеклянного "аквариума" за стол защиты не была удовлетворена.
Предполагалось, что на второй день слушаний защита обратится с ходатайством о прекращении уголовного дела в отношении Ходорковского и Лебедева за отсутствием состава преступления или же попросит прекратить судебное производство по тем эпизодам обвинения, по которым истек срок давности. Кроме того, адвокаты пообещали попросить о передаче дела в другой суд: у защиты возникли сомнения в том, что дело подсудно Хамовническому суду Москвы. При этом защитники не объяснили, в какой именно суд хотели бы передать дело и чем их не устраивает Хамовнический суд.
Однако поставить вопрос о подсудности дела адвокаты не успели. В самом начале заседания 4 марта судья Виктор Данилкин предоставил слово стороне обвинения, которая попросила оставить Ходорковскому и Лебедеву меру пресечения в виде содержания под стражей. Срок ареста обвиняемых истекает 17 марта.
Адвокаты сочли, что Данилкин принципиально не намерен передавать дело в другой суд, и заявили отвод судьи. В начале третьего председатель суда объявил трехчасовой перерыв и удалился для принятия решения по ходатайству о собственном отводе. В это время адвокат бывшего главы "ЮКОСа" Наталья Терехова рассказала, что дело было передано в Хамовнический суд с сопроводительным письмом из прокуратуры, где содержалась просьба о том, чтобы дело рассматривал именно Виктор Данилкин. Назначение судьи, кандидатуру которого предложило обвинение, адвокаты сочли поводом усомниться в объективности Данилкина.
В первый день слушаний защита подала ходатайство об отводе прокуроров: адвокаты заподозрили гособвинителей Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина в личной заинтересованности в исходе дела: они участвовали в первом судебном процессе, в результате которого Ходорковский и Лебедев были признаны виновными и приговорены к восьми с половиной годам лишения свободы. Сторона обвинения не согласилась с утверждением адвокатов. Суд решил, что Шохин и Лахтин могут продолжить участвовать в процессе.
Другой адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант уточнил, что сопроводительное письмо при передаче дела было адресовано председателю суда, как того требует процессуальное законодательство. Виктор Данилкин мог направить это дело кому-то из судей Хамовнического суда, но принял решение рассматривать его сам. С точки зрения защитников, Данилкину вообще следовало отказаться от дела Ходорковского и Лебедева, поскольку, как отметил Клювгант, он "знает пределы территориальной юрисдикции суда лучше нас всех".
Сторона обвинения в лице прокуроров Дмитрия Шохина и Валерия Лахтина попросила отклонить ходатайство защиты, заявив, что нет никаких причин подозревать судью в личной заинтересованности в исходе процесса. После трех часов размышлений судья Данилкин объявил, что является объективным и независимым, поэтому ходатайство защиты удовлетворено не будет.
Таким образом, второй день предварительных слушаний ушел на рассмотрение одного ходатайства защиты. Следующее заседание состоится в четверг, 5 марта. На нем будет рассмотрено поданное в среду ходатайство обвинения о сохранении меры пресечения. В среду его даже не начали рассматривать, поскольку, как сообщает пресс-служба адвокатов обвиняемых, прокуроры не снабдили ходатайство никакими аргументами. Защита также отмечает, что на Лебедева и Ходорковского было составлено одно общее заявление. Адвокат Платона Лебедева Елена Липцер назвала это нарушением: очевидно, защита намеревается заявить протест в связи с ходатайством.
Кроме того, защита собирается подать еще два ключевых ходатайства: о передаче дела в другой суд и о его прекращении. С какого бы из них адвокаты ни начали, по выбранному судом темпу видно, что за один день все это не рассмотрят. А исходя из настроя судьи и стороны обвинения, ждать сенсаций из зала заседаний не приходится.
Самого Михаила Ходорковского происходящее пока не слишком волнует. После первого заседания он заявил, что намерен противопоставить собственную честность и открытость закрытости и неясности обвинения. "Прятаться за процессуальные увертки я не буду", - сказал экс-глава "ЮКОСа". Адвокаты подтвердили, что их подзащитный активно включится в ход разбирательства, когда суд начнет рассматривать дело по существу. Очевидно, тогда процесс и станет таким интересным, как пообещал Ходорковский.