В конце марта Госдума в ускоренном режиме приняла поправки в Бюджетный кодекс. Они позволят депутатам, Совету Федерации и президенту одобрить дефицитный бюджет на 2009 год. В то же время выяснилось, что многие прогнозы, на базе которых верстался обновленный бюджет, уже устарели и могут быть в ближайшие время пересмотрены.
Сейчас Бюджетный кодекс России запрещает принимать бюджеты с дефицитом более чем один процент ВВП. В поправках, одобренных Госдумой, эта норма приостанавливается до начала 2013 года – власти рассчитывают, что через четыре года мировая экономика выйдет из кризиса, цены на нефть и металлы вырастут, а значит, доходы бюджета резко увеличатся и превзойдут расходы.
Пока же с дефицитом чиновники планируют бороться тратами из Резервного фонда и заимствованиями – как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По словам вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, Россия в 2009 году разместит на рынке государственные бумаги на 529 миллиардов рублей, а погасит – только на 100 миллиардов рублей. Кроме того, в скором времени можно ожидать и заимствований за рубежом. По мере истощения Резервного фонда занять у международных организаций будет все сложнее, а значит, власти, наверняка, попытаются получить кредиты уже в ближайшие годы.
Согласно официальному прогнозу правительства, дефицит бюджета страны составит до восьми процентов ВВП при цене на нефть в 41 доллар за баррель. В марте стоимость российской нефти намного превышала эту отметку, так как европейская Brent (цена на Urals рассчитывается с дисконтом к этому сорту) стоила больше 50 долларов за баррель.
Несмотря на краткосрочное повышение цен на нефть на мировом рынке, базовый прогноз в 41 доллар за баррель менять не планируется. Во-первых, изменение этого показателя повлекло бы за собой переписывание всего бюджета, что в планы правительства не входит: чиновники и так припозднились с одобрением главного финансового документа страны. А, во-вторых, цены на нефть росли в основном за счет снижения курса доллара, поэтому при обратной динамике на валютных рынках они вновь могут опуститься к 40 долларам за баррель и даже ниже.
Противником изменения прогноза по ценам на нефть выступил, в частности, все тот же Кудрин, который в предыдущие годы всеми силами пытался занизить бюджетный прогноз по стоимости углеводородов, чтобы, насколько это возможно, сократить расходы и отправить излишки в резервные фонды. 24 марта Кудрин заявил, что повышение цен на нефть является "временным".
Если базовый прогноз по цене на нефть чиновники пересматривать пока не собираются, то вот остальным прогнозам Минэкономразвития, видимо, повезло меньше. Во всяком случае, в формально независимом от правительства Центробанке уже подсчитали, что некоторые из них не сбудутся.
27 марта первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев заявил, что падение ВВП в 2009 году может превысить запланированные Минэкономразвития 2,2 процента.
Подсчеты Улюкаева, видимо, основываются на данных по ВВП в первом квартале 2009 года. В бюджетных прогнозах они учитываться не могли, так как он в спешном порядке верстался еще с января. Только в марте выяснилось, что за первые два месяца ВВП страны сократился на восемь процентов по сравнению с тем же периодом годом ранее, а по итогам квартала снижение составит около семи процентов. Таким образом, чтобы уложиться в рамки 2,2 процента, необходимо значительное восстановление экономики к концу года.
Еще один прогноз, озвученный Улюкаевым, касался среднегодовой стоимости доллара. По данным ЦБ, американская валюта в России будет стоить 32-33 рубля. Эти данные вновь не совпадают с прогнозами правительства – еще в январе сообщалось, что среднегодовая стоимость доллара при цене на нефть в 41 доллар за баррель составит 35,1 рубля. Пока в прогноз Минэкономразвития верится больше, чем в прогноз ЦБ: согласно официальным курсам на выходные, доллар в России стоит 33,41 рубля. А в феврале-марте американская валюта оценивалась на рынке даже в 36 рублей.
Другие прогнозы, которые, видимо, в ближайшее время будут пересмотрены, напрямую бюджета не касаются, однако значительно влияют на макроэкономическую ситуацию в стране. Так, ЦБ уже подготовил новый прогноз по оттоку капитала из страны. По подсчетам монетарных властей, он будет меньше 83 миллиардов долларов, заложенных в официальном прогнозе Минфина. Конкретные цифры ЦБ пообещал назвать в ближайшее время.
Не совсем понятной остается и ситуация с прогнозом по инфляции. Сначала в правительстве говорили о 13-процентном росте цен за год, но, посмотрев на результаты начала года, поспешили изменить прогноз до 13-14 процентов. В конце февраля помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что темпы роста цен могут составить и 15 процентов, однако Минэкономразвития пока свой прогноз не повышало.
В мартовских тезисах министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что в первом полугодии инфляция составит от 9,5 до 10 процентов, а во втором ("при оптимистичном варианте") – от трех до трех с половиной процентов. Таким образом, минимальная планка по инфляции составляет 12,5 процентов за год, а максимальная – 13,5 процентов. К концу марта в России цены выросли почти на пять процентов.
Сбудутся ли оптимистичные прогнозы чиновников, зависит от того, как будет восстанавливаться экономика во второй половине года. Судя по заявлениям членов правительства, в правительстве сейчас рассматривают два варианта развития событий. Первый вариант основан на том, что экономика России достигла дна и, следовательно, может начать расти уже в последние месяцы 2009 года.
Второй вариант менее оптимистичен. Его сторонники не называют определенных цифр, но отмечают, что сокращение инвестиций может оказаться большим, чем планировалось, а из-за безработицы и снижения зарплат значительно сократятся объемы розничной торговли. Кроме того, не исключен и вариант второй волны банковского кризиса, об опасности которой уже несколько раз говорил Алексей Кудрин. По подсчетам руководителя Альфа-Банка Петра Авена, эта волна может "потопить" сотни российских банков. Если это действительно произойдет, о восстановлении экономики говорить не придется.