Мы повели себя в музей

Самые успешные выставки 2008 года

Влиятельный британский ежемесячный журнал The Art Newspaper (TAN) опубликовал 31 марта ежегодный хит-парад самых посещаемых музеев и самых популярных художественных выставок планеты. Лидерство, как и в прошлом году, осталось за Лувром: судя по всему, в мире нет ни одного музея, куда люди бы стремились так же упорно. Самые многолюдные выставки, гласит статистика, проходили в Японии. Сведения о российских проектах уже не легендарны, но по-прежнему отрывочны.

Что же просочилось в TAN из нашей страны? Как и в прошлом году, в рейтингах нет Пушкинского и Русского музеев, зато уже традиционно присутствуют Эрмитаж, Третьяковская галерея, музеи Московского Кремля, а также - впервые на арене - в список вошли центр современной культуры "Гараж" и Московский музей современного искусства.

В "Гараже", как мы помним, осенью прошла часть ретроспективы Ильи Кабакова и его жены Эмилии - воссоздан знаменитый "Красный вагон" и развернута выставка "Альтернативная история искусства". Проект проработал месяц, за это время его посмотрели 17 тысяч человек, то есть 567 человек в день: этой цифры достаточно для того, чтобы попасть в рейтинг TAN. Музей современного искусства отметился куда более узкоспециальным проектом, а именно выставкой Карлы Аккарди "Керамическая поверхность". Менее чем за месяц - с 5 по 28 сентября 2008 года - ее посмотрели примерно 13 с половиной тысяч человек, или 537 посетителей в день.

Что же касается больших наших музеев, то здесь цифры таковы: в Эрмитаже за год побывали 2,36 миллиона человек, в музеях Кремля - 1,73 миллиона, в Третьяковке - 1,39 миллиона. Для сравнения: Лувр принял 8,5 миллиона гостей, Британский музей - 5,9 миллиона, замыкающий десятку лидеров нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) - 2,9 миллиона.

Самой посещаемой выставкой из прошедших в России оказалась работавшая в мае-июле в Кремле экспозиция "Самураи: сокровища воинской знати Японии" (103,5 тысячи человек). Следом идут выставка Ивана Шишкина в Третьяковке (октябрь 2007 - январь 2008) со 118 с половиной тысячами и "Два века британской моды" в Кремле (70 тысяч). Также в рейтинг TAN попали еще три проекта Третьяковки: короткая ретроспектива скульптора Лазаря Гадаева (13,8 тысячи, но дневная посещаемость составила там почти 700 человек в день), "Золотое руно. 1906 - 1910" (38,3 тысячи) и "Три жизни Оскара Рабина" (19,4 тысячи).

Очевидно, что прекрасный пермский проект "Русское бедное" вполне мог бы заткнуть за пояс ряд московских выставок: его только за первый месяц посмотрели, судя по официальному сайту, более 35 тысяч человек, но сведения о нем в TAN не попали. И еще раз увы: нет в этом списке чудесной выставки Уильяма Тернера, которую в ГМИИ имени Пушкина посмотрело никак не меньше 200 тысяч человек. Опять таки для сравнения: в Нью-Йорке на аналогичной выставке побывало 260 тысяч любителей пейзажной живописи, причем в среднем на картины прославленного англичанина смотрели по 3,64 тысячи посетителей в день.

Рейтинг выставок по версии TAN заслуживает отдельного комментария, но остановимся только на нескольких цифрах. Итак, пять самых посещаемых в мире выставок состоялись в Японии. Рекордная посещаемость одной отдельно взятой экспозиции зафиксирована там же: ежегодную выставку реликвий из сокровищницы Сесоин в Национальном музее в городе Нара за две недели посмотрели почти 264 тысячи человек, то есть почти 18 тысяч человек в день. Вторая по посещаемости выставка ("Сокровища из храма Якуси-дзи") работала в Токио два с половиной месяца, и на ней побывали почти 800 тысяч человек, то есть 12,8 тысячи зрителей в день. Нам остается только подивиться пропускной способности и организованности японских музеев.

Третья самая энергично посещаемая выставка состоялась, к утешению европейцев, в Париже, в Гран Пале, где под занавес 2008 года в течение двух недель можно было изучать новейший видео-арт. Выдающийся венский музей Альбертина, принимавший у себя выставку живописи Ван Гога, тоже зафиксировал рекордную посещаемость: без малого 600 тысяч человек за три месяца. В мадридском музее королевы Софии аншлаг (более полумиллиона зрителей) вызвала выставка из собрания закрывшегося на ремонт парижского музея Пикассо. Еще больше народу - 576 тысяч человек - познакомились с проектом "Супергерои: мода и фантазия" в нью-йоркском музее Метрополитен (к вопросу о глубине проникновения культуры массовой в замкнутый мир культуры высокой).

Отметим еще две интересные цифры. Больше всего людей в 2008 году побывали на выставке "Римские триумфы: дни славы": 3,8 миллиона человек. Хитрость здесь в том, что эта экспозиция размещалась в Колизее, одной из самых посещаемых достопримечательностей итальянской столицы. Вторая цифра: лондонскую выставку сокровищ Тутанхамона за девять с половиной месяцев посмотрели более миллиона человек. Но эта огромная цифра оказалась почти вдвое меньше той, на которую рассчитывали организаторы экспозиции: ведь в 1972-м в Британский музей на Тутанхамона пришло посмотреть, по разным данным, 1,5-1,7 миллиона человек. Примечательно, что странный упадок интереса к фараону-юноше наблюдался не только в Великобритании: в Далласе билеты на эту выставку продавались с большой скидкой.

2009 год для музеев окажется куда более сложным: дорогостоящие проекты отменяются или переносятся, туристы отказываются от поездок за границу. Однако, как мы видим, некоторым собраниям, вроде Лувра, все нипочем: какой кризис, когда у вас есть "Мона Лиза"?