В модном костюме и отутюженной рубашке, бодрой военной походкой, ранним утром седьмого числа весеннего месяца нисана из дворца президента в Иерусалиме вышел 13-й премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу. В этот день лидер правой партии "Ликуд" принял присягу вместе с коллегами по новому правительству.
Еще до начала работы кабинет министров под руководством Биньямина Нетаниягу (известного в народе как Биби) подвергся резкой критике за рекордное число министров и вице-премьеров - всего 30 человек.
По мнению оппонентов нового премьера, "раздутое" правительство - непозволительная роскошь для страны, которая, как и весь мир, страдает от последствий экономического кризиса.
Кроме того, это обстоятельство может затруднить работу парламента: выходит, что из 120 его членов четверть будет заседать в правительстве.
Так, новый лидер оппозиции, бывшая министр иностранных дел Ципи Ливни уже обвинила Нетаниягу, что он предал собственные экономические принципы, создав правительство "необъятных" размеров, введя посты министров "по никаким делам" и замминистров "по вопросам ни о чем".
Израильские аналитики признают, что отчасти Ливни права: огромное по местным меркам правительство может потерять в мобильности и скорости принятия решений по важнейшим вопросам, что в условиях кризиса грозит серьезными последствиями.
Скептики указывают и на то, что новое правительство трудно назвать сбалансированным: при широком представительстве правого блока в него на правах меньшинства вошла левая партия "Авода", у лидера которой - Эхуда Барака - много существенных разногласий с правыми и религиозными партиями.
Этот факт грозит дестабилизацией кабинета министров в том случае, если его участники приступят к обсуждению решений, имеющих принципиальное значение как для правых, так и для левых.
К таким "подводным камням" можно отнести, например, продолжение строительства еврейских поселений на западном берегу реки Иордан - в Иудее и Самарии - территориях, населенных преимущественно арабами.
"Авода" не только выступает категорически против дальнейшего строительства, но и призывает свернуть часть уже существующих поселений, так как они, по мнению левых, являются препятствием для мира с арабами.
В то же время правые и религиозные партии уверены, что эти земли стали арабскими по недоразумению, а постепенная их колонизация еврейскими поселенцами явочным порядком вернет их в состав Израиля. Поэтому, считают они, останавливать строительство никак нельзя, так как это было бы предательством национальных интересов страны.
Как Биньямин Нетаниягу будет примирять две эти позиции, и удастся ли ему это вообще, скорее всего, станет ясно уже в ближайшем будущем.
Пока он предложил сотрудничать с палестинцами по трем направлениям - экономическому, политическому и культурному. По его мнению, это может вернуть двусторонним отношениям атмосферу доверия. Кроме того, новый премьер высказывал уверенность в том, что динамичное экономическое развитие арабских территорий позволить снизить уровень радикализма среди проживающих там людей.
Однако палестинская тема неизбежно подпортит Нетаниягу отношения с партнерами на международной арене. Евросоюз и США не раз подчеркивали, что остаются приверженцами формулы урегулирования "два государства для двух народов". Однако новый премьер в своих публичных выступлениях старательно избегает использования этого словосочетания, что не осталось незамеченным на Западе.
Так или иначе ему придется объяснить (прежде всего Вашингтону), каков его план в отношении арабов и добиться его поддержки. Наблюдатели отмечают, что Барак Обама, в отличие от Джорджа Буша, не собирается слушать только израильские аргументы, и готов прислушаться к мнению арабских и мусульманских стран.
Это, безусловно, создаст определенные сложности для правительства Нетаниягу во внешней политике.
Еще одна проблема, над которой новому израильскому премьеру и его правительству придется поломать голову, - это Иран и его ядерная программа. Нетаниягу неоднократно заявлял, что не позволит Тегерану заполучить ядерное оружие. Однако в условиях, когда даже США настроены на диалог с Исламской республикой, Иерусалиму будет крайне непросто пролоббировать ужесточение санкций и, тем более, военную операцию против Ирана.
В этой связи израильская пресса уже начала оценивать возможность нанесения удара по иранским ядерным объектам самостоятельно - без участия американцев. Вывод пока такой: можно, но сложно.
Движение ХАМАС, к которому новый премьер, еще будучи в оппозиции, обещал применить самые жесткие меры, пока все так же контролирует сектор Газа. Теперь, оказавшись в кресле главы правительства, Нетаниягу должен будет решить: претворять в жизнь свои обещания, рискуя жизнями солдат и офицеров, или не будить лихо, пока оно тихо. Учитывая вал других проблем, скрее всего, он изберет второй вариант.
Еще одна неприятность может подстерегать новое правительство на северо-западном направлении: завязавшийся было при Эхуде Ольмерте диалог с Сирией об окончательном урегулировании конфликта вокруг Голанских высот, скорее всего, будет прерван. Позиции старого и нового премьера по этому вопросу кардинально расходятся: если Ольмерт ради мира был готов пойти на некоторые уступки Дамаску, то Нетаниягу считает, что Голаны - территория Израиля. Точка.
Кстати говоря, во всем, что касается внешней политики, новому премьеру придется быть вдвойне бдительным. Дело в том, что Авигдор Либерман, получивший на пост главы МИДа, - это человек, чьи дипломатические способности вызывают некоторые сомнения.
Так, например, в Египте ему никак не забудут призыва разбомбить ко всем чертям Асуанскую плотину. А его инициативы по принудительному переселению арабов из Израиля в другие страны возмутили уже весь арабский мир. Для внутреннего израильского потребления такие слова, пожалуй, сгодятся, но иностранные партнеры могут и обидеться.
Вероятно, что из-за этого часть контактов с арабским миром Нетаниягу придется брать на себя.
Но, несмотря на нынешние и грядущие сложности, новый израильский премьер, как он сам заявил, готов "без проволочек" начать работу.
Можно только пожелать ему успеха - экономически кризис, Иран, Сирия и ХАМАС точно не дадут Биньямину Нетаниягу и его правительству расслабиться.
P.S.
Стоит отметить, что Нетаниягу уже занимал пост главы правительства Израиля - с 1996 по 1999 год. Тогда он прославился как либеральный и грамотный экономист и жесткий борец против терроризма. Однако следующие выборы он проиграл, причем Эхуду Бараку - своему нынешнему министру обороны.