Перестройка в туристической отрасли

Партнером VKO Group стала европейская TUI Travel

В середине апреля на российском туристическом рынке произошла одна из самых крупных сделок: партнером отечественной VKO Group стал крупнейший туристический холдинг в Европе — TUI Travel. Приход в Россию глобального игрока может значительно изменить конфигурацию всего рынка туристических услуг.

По данным за 2001-2008 годы, количество проданных туристических путевок в нашей стране увеличивалось на 11 процентов ежегодно. Тем не менее, рынок пока не достиг насыщения - каждый год за границу на пляжный отдых отправляется шесть миллионов россиян. Для сравнения, в Великобритании этот показатель составляет 18 миллионов, хотя население королевства в 2,3 раза меньше населения России.

В условиях финансового кризиса туристический рынок страны сокращается. Однако даже это не отпугивает от него зарубежных инвесторов: слишком уж большой у него потенциал для роста.

Единственным минусом российской туристической отрасли для иностранцев была ее непрозрачность, отсутствие на рынке компаний с иностранным участием. Именно поэтому сделка между VKO Group и TUI Travel стала значимой для всего сектора туристических услуг в России.

По условиям сделки VKO Group продала 75 процентов в своих ключевых активах совместному предприятию, созданному компаниями TUI Travel и S-Group. Оба этих предприятия связаны с владельцем "Северстали" Алексеем Мордашовым: инвестиционная S-Group принадлежит структурам, аффилированным с российским миллиардером, а в европейской TUI Travel он владеет миноритарным пакетом.

S-Group и TUI Travel еще в апреле 2008 года подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривал создание совместного предприятия для работы в России. При этом в России у TUI уже есть один актив: доля в TUI Mostravel Russia, специализирующейся на турах в Турцию и Египет.

Сумма сделки сторонами официально не оглашается. Оценить ее по аналогичным продажам также затруднительно: столь масштабных сделок на публичном рынке туристических услуг в России еще не было. Однако если предположить, что VKO Group была оценена хотя бы в три-четыре годовых прибыли, получится, что вся компания, по оценкам аналитиков, стоила около 22,5-30 миллионов долларов. Это означает, что три четверти VKO Group могли быть оценены западными инвесторами в 17-22,5 миллиона долларов.

По словам руководителя подразделения специальных и развивающихся рынков в TUI Travel Ричарда Проссера, цель объединенной компании - стать лидером туристической отрасли в России. В VKO Group европейский гигант отметил управляющую команду, а также потенциал по развитию бизнеса.

В свою очередь, генеральный директор VKO Group Эллада Пескова заявила, что лидером рынка объединенная компания планирует стать за счет внедрения в отечественную компанию европейских продуктов и технологий, уникальных для России.

Кроме того, за счет сотрудничества с TUI Travel российская компания надеется расширить спектр услуг за счет европейских и дальнемагистральных направлений. Также объединенная компания получит доступ к цепочке отелей TUI, собственной службе гидов европейского концерна, а также их сети турагентств. "Это приведет к тому, что у наших клиентов появится гораздо больше вариантов для отдыха, чем сейчас", - заявила Эллада Пескова.

Независимые эксперты добавляют, что сделка давно ожидалась на рынке. В частности, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе заявила, что она позитивно скажется на бизнесе двух компаний.

Ситуация на туристическом рынке услуг сейчас напоминает рынок розничного ритейлинга десятилетней давности. Тогда многие считали, что приход зарубежных игроков приведет к вытеснению российских компаний с рынка. Однако практика показала, что конкуренция вынудила отечественные сети перенять мировой опыт и начать работать лучше, чем прежде. Остается надеяться, что именно так произойдет и с туристическим сектором.

Экономика00:01Сегодня

Сели на трубу

Польша хочет покупать газ из Америки вместо российского. Это будет очень дорого