У курортного городка Эйлат, что находится на юге Израиля, в последнее время натянутые отношения с Россией. Еще в октябре 2008 года разгорелся так называемый чартерный скандал, поставивший под угрозу воздушное сообщение между этим городом и Москвой.
Вторая серия этого скандала готова начаться в любой момент стараниями "Аэрофлота" - единственного российского перевозчика на маршруте. Но обо всем по порядку.
20 сентября прошлого года был отменен визовый режим между Россией и Израилем. Новые правила въезда должны были как минимум удвоить число российских туристов. Ожидалось, что часть из них окажется на пляжах Эйлата.
Естественно, что с отменой визового режима на первый план вышли соглашения о чартерных перевозках - кто-то же должен был возить эту уйму туристов туда и обратно. Сейчас сложно сказать, по чьей вине возник кофликт, однако российские власти осенью не дали разрешения на рейсы израильским перевозчикам Israir и Arkia. В ответ Израиль отозвал разрешение на чартерные рейсы у компании "Глобус", "дочки" российской S7.
Результат оказался плачевным - 30 октября в московском аэропорту "Шереметьево" застряли 170 человек, а в Эйлате - 120. В российском Союзе туриндустрии происходящее назвали шантажом со стороны Израиля, что не очень-то помогло переговорам. И хотя через несколько часов все желающие смогли вылететь по назначению, общая ситуация с рейсами зависла почти на две недели. Только после вмешательства чиновников самого высокого уровня договорились об ограниченных полетах до 15 января 2009 года и регулярных - позже.
Так и вышло. С середины января рейсы в многострадальный Эйлат отправляет "Аэрофлот", по четвергам и воскресеньям. Других перевозчиков нет, а значит, все туристы зависят от качества аэрофлотовского сервиса. Который оставляет желать лучшего.
Например, до сих пор неизвестна судьба рейса на Эйлат после майских праздников. Самих билетов у перевозчика нет, и турфирмы утверждают, что у них в этом вопросе 10 мая наступит полная неопределенность - "Аэрофлот" не дает информации. Туроператоры добавляют, что ни на одном маршруте больше такого видеть им не приходилось. Поможет ли подобный чартер развивать израильский туризм - большой вопрос.
Бывает и так, что уже обещанный рейс неожиданно отменяется. Так, например, случилось накануне 8 марта. Желающих провести длинные каникулы на израильском курорте оставили ни с чем - "Аэрофлот" отменил рейс, мотивируя это малым количеством проданных билетов.
Но бывают и гораздо более жесткие ситуации. Так, ЖЖ-пользователь gosha_o поведал своим читателям душераздирающую историю. Злосчастный эйлатский рейс 26 апреля сначала перенесли с 12:40 на 16:55, а потом вернули на 15:00. Колл-центр, который должен был предупредить пассажиров, приехавших в аэропорт со всей страны, о переносе, просто не стал им звонить. Что по-своему логично, так как на этот рейс почему-то было продано больше билетов, чем посадочных мест в самолете.
Но и это еще не все. На сайте "Аэрофлот" были куплены электронные билеты, и после регистрации их неожиданно отказались принимать, потребовав бумажные. Предъявив через десять минут бумажные билеты, пассажиры с удивлением узнали, что их все равно сняли с рейса под тем предлогом, что электронные билеты якобы недействительны. При этом никто из присутствующего в аэропорту руководства компании не имел ни информации о спорных электронных билетах, ни полномочий, чтобы решить эту проблему.
Интересно, что в платной справочной службе "Аэрофлота" пострадавших пассажиров по-прежнему уверяли, что при заказе электронного билета бумажный не нужен. Но никакие уговоры на представителей "Аэрофлота" не действовали. По словам тех, кто попал в эту неприятную ситуацию, аэрофлотовцы в "Шереметьево" просто ни за что не отвечают.
Если бы речь шла об этих двух единичных случаях, говорить было бы не о чем. Однако на тот же эйлатский рейс не попало еще с десяток транзитных туристов с детьми. Им предложили четыре дня ждать следующего рейса или сменить перевозчика, чтобы на следующий день оказаться вместо Эйлата в Тель-Авиве. В этом кавардаке по громкой связи еще полчаса выкрикивали фамилии туристов с отмененной регистрацией, приглашая их "пройти" на посадку.
Десять человек и постоянные проблемы с рейсом в Эйлат - это уже серьезно. Упоминавшийся выше чартерный скандал начался, правда, с сотни пассажиров, но тогда речь шла о задержке "всего" на восемь часов. На этот раз у неудавшихся туристов есть все основания для коллективной жалобы - кому хочется менять билет, ждать день и лететь в Тель-Авив, чтобы трястись до Эйлата пять часов в автобусе?
В "Аэрофлоте" утверждают, что именно израильские власти не давали разрешения на поздний пролет чартера над своей территорией, из-за чего 26 апреля и произошла неразбериха со временем отправления.
Так или иначе, рейс, несмотря на запрет, все равно вылетел с опозданием. Зато если в объяснениях "Аэрофлота" есть хоть какая-то неточность, управление гражданской авиации Израиля может обидеться.
А когда на российских перевозчиков обижается это управление, попасть в Эйлат становится невозможно вообще.