Культура
23:04, 28 апреля 2009

Лирическая героиня Не стало Екатерины Максимовой

По странному капризу судьбы Екатерина Максимова, одна из самых блистательных балерин своего поколения, умерла в канун Международного дня танца. Она, ученица Елизаветы Гердт и Галины Улановой, сама воспитавшая плеяду звезд, была связующим звеном между балетом XIX и XXI веков. Ее равно превозносили у нас и на Западе.

С XIX и началом XX века Екатерину Сергеевну связывали прочные узы: она доводилась внучкой философу Густаву Шпету. Прабабушка балерины была двоюродной сестрой Сергею Рахманинову. В хореографическом училище Екатерина Максимова занималась у Елизаветы Гердт, которая сама была легендой балета: дочь выдающегося танцовщика Павла Гердта (первый Зигфрид в "Лебедином", первый принц Дезире в "Спящей красавице"), она училась у Михаила Фокина и танцевала в Мариинском театре. "Эти ниточки, связывающие поколения, бесценны. Тем более в нашем искусстве, в котором мастерство передается только из рук в руки, из ног в ноги", - говорила Максимова о своих учителях.

Миниатюрная, очень хрупкая Екатерина Максимова, обладавшая невероятной точностью движений и громадным драматическим даром, сразу после училища оказалась в Большом театре, ею заинтересовался Юрий Григорович, и она получила партию Катерины в "Каменном цветке" Прокофьева. С этим спектаклем она оказалась в США на легендарных гастролях Большого театра. Американская пресса не забыла этот визит, и критики вспоминали о блеске Максимовой вплоть до 1990-х.

Ей довелось перетанцевать в десятках балетов, сыграть в нескольких фильмах, пережить неизбежные травмы. Ее возвращение на сцену после самой тяжелой истории, потребовавшей года занятий в корсете, стало общей радостью для балетоманов. "Весь мой первый выход шел под нескончаемые овации - музыки просто не было слышно. А во время танца в зале стояла гробовая тишина. Мне рассказывали, что в антракте люди поздравляли друг друга", - вспоминала она.

Фрагменты балетов с участием Екатерины Максимовой"Дон Кихот" "Ромео и Джульетта" "Галатея

Ее брак с Владимиром Васильевым был не меньшей легендой, чем ее дарование. Они были знакомы еще подростками и провели вместе всю взрослую жизнь. В 1961-м на экраны вышел совместный советско-французский фильм "СССР с открытым сердцем", в котором молодые, влюбленные Максимова и Васильев играли самих себя. "Французы хотели показать что-то красивое. А что может быть красивее балета?!", - так просто объясняла потом она смысл этой картины. В 1972-м Парижская академия танца признала Максимову и Васильева лучшим дуэтом в мире. Владимир Викторович ставил балеты специально для жены, и они неизменно пользовались успехом и популярностью. Многие из них были сняты для телевидения и таким образом сохранились для следующих поколений зрителей. Екатерина Сергеевна называла своей любимой ролью из современного репертуара Анюту из одноименного балета по рассказу Чехова "Анна на шее". И этот спектакль по счастью довольно часто показывают по телевидению и до сих пор.

Максимову и Васильева не миновали известные конфликты внутри Большого театра. Уйдя оттуда, они вдруг обнаружили себя более свободными. Это едва ли искупало горечь расставания с любимой сценой, но открывало новые возможности. Публика в Европе и Америке обожала их и буквально носила на руках, о них снимали фильмы и называли запросто "Катя и Володя". Но они всегда возвращались в Россию.

Екатерина Сергеевна рассказывала, что у них с мужем совершенно разные темпераменты: он открытый, экспансивный, стремительный, а она - замкнутая, спокойная, преданная своему делу. Уйдя со сцены, она погрузилась в балетную жизнь и заботы своих учеников, причем так глубоко, что с изумлением обнаружила, как мало в поздние годы у нее оказалось собственного времени.

Она никогда не говорила о себе как о великой балерине, а только как о честолюбивой и трудолюбивой. Она никогда себя не хвалила, а лишь благодарила своих домашних, учителей и друзей за то, как они ей помогают. Скромная и сильная, она вошла в историю русского балета еще молодой женщиной, и ее имя останется там навсегда.

< Назад в рубрику