Два дня нью-йоркских торгов искусством импрессионистов и модернистов могли расшатать нервы покупателям: тревожно неудачный день на Sotheby's сменился не лучшим в истории, но вполне сносным днем на Christie's. Ключевым художником обоих аукционов был Пабло Пикассо, а скульптором - Альберто Джакометти. Наибольший успех, однако, пришелся на долю салонной Тамары де Лемпицка. При этом над обоими аукционами реяла тень Бернарда Мейдоффа, основателя финансовой пирамиды.
Живопись Пабло Пикассо в предкризисные четыре года (2004-2008) была индикатором стабильности арт-рынка: его картины редко не находили покупателей, а две работы поставили исключительно впечатляющие рекорды стоимости. В 2004 году "Мальчик с трубкой", полотно особенно высоко ценимого "розового" периода, было продано на Sotheby's за 104 миллиона долларов, а в 2006 году значительно более поздняя "Дора Маар с кошкой" ушла с молотка за 95,2 миллиона.
В мае 2009 года и Sotheby's, и Christie's снова поставили на Пикассо. Значение на торгах должны были иметь и сами картины, и их происхождение. Sotheby's предложил покупателям очень солнечный портрет маленькой дочери художника Майи, написанный в 1938-м, сразу после "Герники". Картина до смерти Пикассо хранилась у него дома, он очень любил эту работу. Очевидно, это обстоятельство позволило аукционистам рассчитывать на большой интерес к картине, и они выставили ее с оценкой в 16 - 24 миллиона долларов. На торги портрет Майи выставил Уильям Ахенбаум (William Achenbaum), нью-йоркский девелопер, потерявший некую неназванную, но значительную сумму на афере Мейдоффа. Однако Sotheby's переоценил отвагу инвестирующих в искусство и, даже снизив минимальную заявку до 12,5 миллиона, не нашел подходящего покупателя.
Гораздо больше повезло Джерому Фишеру, другому крупному бизнесмену, тоже жертве Мейдоффа. Основатель обувной компании Nine West решил расстаться с жизнерадостной поздней картиной Пикассо "Мушкетер с трубкой" (1968). Дом Christie's осторожно оценил в 12 - 18 миллионов долларов работу, пять лет назад купленную Фишером на аукционе этого же дома за 7,3 миллиона. Тактика возымела действие: на картину претендовали пять покупателей. Сумму в 14,6 миллиона в конце концов выложил брюссельский арт-дилер Гийом Видови, действовавший в интересах неназванного клиента из Европы.
Еще один поздний Пикассо - "Женщина в шляпе" 1971 года - был выставлен на Christie's художником и режиссером Джулианом Шнабелем. Сама фигура Шнабеля, большого знатока и ценителя современного искусства, а также то обстоятельство, что полотно он купил у сына Пикассо, должны были сыграть роль на аукционе. Тем не менее, выставленная с оценкой в 8 - 12 миллионов долларов работа ушла с молотка за 7,7 миллиона. По меркам прошлых лет, это конечно не впечатляющий итог, но на фоне общего уныния - вполне себе результат. Шнабель, к слову, жертвой Мейдоффа не является, но он увяз в строительных долгах.
Скульптуры Альберто Джакометти до начала кризиса казались надежнейшим вложением. Ровно год назад его бронзовая "Большая стоящая женщина" была продана за 27,4 миллиона долларов (рекорд для скульптора). Сейчас же его отличный бронзовый кот (16 - 22 миллиона долларов, Sotheby's) покупателя не нашел. Зато вновь сработала осторожная тактика Christie's: "Бюст Диего" был продан за 7,7 миллиона долларов, в то время как его оценка не превышала 6,5 миллиона.
Клиенты обоих аукционных домов охотно покупали небольшие работы Пикассо: например, полуметровый поясной "Портрет девочки (Палома)" был куплен за миллион с небольшим (Sotheby's). Маленький (с лист А4) портрет приятельницы художника по имени Жермен, датированный ценным для коллекционеров 1900 годом, ушел за 1,6 миллиона (чуть выше верхней границы оценки Christie's). Великолепная кубистская гуашево-акварельная "Женская голова" (1909) нашла покупателя за 2,7 миллиона (Christie's).
Эксперты Sotheby's, поставив на Пикассо, повели себя осторожнее в сегменте импрессионистов и не ошиблись. Беспроигрышные работы Ренуара и Писсарро были проданы за 3,2 и 2,5 миллиона соответственно, и в обоих случаях итоговые суммы оказались выше верхней оценки на миллион долларов. Та же картина наблюдалась и на Christie's, где лучше ожиданий продавались Писсарро, Дега, Анри Руссо.
Коллекционеры, рискнувшие выставить на торги картины Тамары де Лемпицка, польской светской львицы, пользовавшейся успехом в Америке в годы Великой депрессии, выиграли больше всех. Ее декоративные и подчеркнуто эротизированные портреты пользовались большим успехом и продавались очень хорошо. Не успел дом Sotheby's поставить один рекорд стоимости на работу де Лемпицка - 4,9 миллиона, как на следующий день клиент Christie's купил ее картину за 6,1 миллиона.
На следующей неделе оба аукционных дома будут продавать в Нью-Йорке послевоенное искусство. Этот сегмент, как мы имели возможность убедиться, больше всего пострадал от кризиса. Следовательно, стоит ожидать сверхосторожных маневров.