Образцовый уход

Американский транспортный корабль сбежал от сомалийских пиратов

В четверг стало известно, что у берегов Сомали пираты попытались атаковать корабль Военно-морских сил США. Нападение не состоялось, корабль просто увеличил скорость и ушел от врагов невредимым. Возникают вопросы: почему по нападавшим не открыли огонь, если речь идет о военном корабле, и почему пираты решились на такой отчаянный шаг?

"Льюис и Кларк" (USNS Lewis and Clark) - сухогрузный транспорт, построенный в 2004-2005 годах, с водоизмещением более сорока тысяч тонн. Назван он в честь Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка - американских землепроходцев, осуществивших первую сухопутную экспедицию к тихоокеанскому побережью в начале 19-го века. "Льюис и Кларк" приписан к Норфолку, штат Вирджиния, и подчиняется Командованию морских перевозок ВМС. В 2009 году он был отправлен к берегам Сомали в рамках контртеррористической операции "Устойчивая свобода - Африканский Рог".

Согласно опубликованному в четверг официальному сообщению военно-морского командования, "предположительные пираты" были замечены вблизи корабля около 10:30 по местному времени во вторник, 5 мая. В это время "Льюис и Кларк" шел мимо восточного побережья Сомали на север, чтобы предоставить тыловое обеспечение другим кораблям ВМС США и флотов коалиции.

Разбойники, передвигавшиеся на двух лодках, якобы преследовали корабль более часа, но их заметили, лишь когда они подошли на расстояние около одной морской мили (1,8 километра). После этого корабль набрал скорость и предпринял маневр уклонения, а моряки, ответственные за охрану "Льюиса и Кларка", использовали акустический передатчик большого радиуса, чтобы направить пиратам предупреждение. В момент, когда лодки находились на расстоянии около двух морских миль (3,6 километра) от корабля, пираты открыли огонь из стрелкового оружия, но до "Льюиса и Кларка" не достали. Корабль продолжал увеличивать скорость, и пираты вынуждены были отказаться от преследования.

Командующий оперативно-тактической группой, к которой приписан "Льюис и Кларк", капитан Стив Келли (Steve Kelley), прокомментировал инцидент так: "Действия, предпринятые "Льюисом и Кларком", полностью соответствуют рекомендациям ВМС США - предназначенных и для торговых, и для военных судов - по предотвращению пиратских нападений. Торговые моряки могут и должны использовать действия "Льюиса и Кларка" как безупречный пример предотвращения атаки пиратов".

Следует напомнить, что в апреле подверглось нападению американское торговое судно "Маерск Алабама". Преступникам удалось захватить в заложники капитана этого контейнеровоза, Ричарда Филлипса. Филлипс вел себя героически, пытался сбежать, а потом ему пришли на помощь военно-морские спецназовцы. Дело в том, что у пиратской лодки кончилось топливо, и ее пришлось взять на буксир американскому эсминцу. Выбрав подходящий момент, находившиеся на корабле снайперы открыли огонь и ликвидировали трех пиратов - по пуле на каждого. Еще один разбойник оказался в руках американцев живым и был отправлен в США, где его будут судить. После этого пираты угрожали местью, обещая целенаправленно атаковать американские суда. Как знать, возможно, мотив мести был и в несостоявшемся нападении на "Льюис и Кларк".

С другой стороны, и это более вероятно, пираты просто попытались догнать "Льюис и Кларк", поскольку он не особо похож на военный корабль. Видеть в действиях сомалийских морских разбойников тонкие расчеты не приходится: достаточно вспомнить случаи, когда торговые суда отгоняли их брандспойтами или попросту переворачивали их лодки. Показательна также попытка расстрелять "Льюис и Кларк" из автоматов с расстояния более трех километров.

А между тем "Льюис и Кларк" - не совсем обычный транспорт. Известно, что в 2009 году он был переоборудован под плавучую тюрьму, в которую попадали неудачливые сомалийские пираты и в которой они содержались до отправки в Кению - именно там проводятся судебные процессы по пиратским делам. Впрочем, теперь, по крайней мере по официальным данным, "Льюис и Кларк" занимается исключительно транспортировкой грузов.