Днем 10 мая из Иркутской области поступило печальное известие - недалеко от Байкала в результате авиакатастрофы погиб местный губернатор Игорь Есиповский. Вертолет главы региона разбился по невыясненным причинам, похоронив под своими обломками помимо губернатора еще троих человек. Иркутские сайты, видимо памятуя о схожей алтайской катастрофе, поспешили сообщить о том, что Есиповский летел на незаконную охоту. Эту информацию сразу же опровергли власти региона, заявив, что губернатор возвращался из служебной поездки. Тем не менее, в истории с погибшим губернатором больше вопросов, чем ответов.
Вертолет, на борту которого находился Игорь Есиповский, должен был вернуться на базу МЧС в поселок Никола из поселка Большое Голоустное около часа дня по местному времени. Однако к этому моменту пилот перестал выходить на связь, в связи с чем на поиски пропавшей машины отправились спасатели. Вскоре обгоревший вертолет обнаружили - его обломки были разбросаны в труднодоступном месте в районе урочища Малышкино.
На месте крушения работники МЧС нашли четыре тела - самого губернатора, его заместителя Михаила Штонды, телохранителя Есиповского Александра Шостака и пилота Виктора Кунова. Первоначально сообщалось о пяти погибших, однако позже выяснилось, что их все-таки четверо - дело в том, что тела сильно обгорели и идентифицировать сразу их не удалось. Кроме того, путаница могла быть связана с тем, что изначально на вертолете должны были лететь пять человек, однако один из пассажиров по каким-то причинам не сел на борт.
С этого счастливца и начинается самое интересное. По данным источника иркутского сайта "БАБР.RU", этим человеком мог быть второй пилот вертолета, который решил отказаться от полета, так как он якобы не был согласован с наземными службами. Тот же сайт сообщил, что губернатор и его спутники летели на охоту, однако на обратном пути их вертолет (по свидетельству местных жителей) взорвался в воздухе.
Кроме того, появилась версия о том, что иркутская катастрофа могла произойти по тому же сценарию, что и крушение вертолета с алтайскими чиновниками на борту - пилот снизился на недопустимую высоту, чтобы поближе подобраться к животным, и задел деревья винтом. Однако тогда вряд ли вертолет взорвался бы в воздухе, да и у пассажиров оставались бы шансы выжить.
Версию о браконьерстве поспешил опровергнуть первый заместитель губернатора Сергей Сокол. По его словам, Есиповский отправился на Байкал, чтобы с вертолета осмотреть поселок Большое Голоустное, где будет создана туристическая зона. При этом ни Сокол, ни другие официальные лица пока не могут ответить на вопрос, почему вертолет потерпел крушение.
Помимо версии о взрыве, было высказано предположение, что губернатор со своей свитой попал в шторм, разыгравшийся на Байкале. Следствие, между тем, остановилось на двух основных версиях произошедшего - это ошибка пилота и техническая неисправность воздушного средства. Кстати, происхождение вертолета тоже пока остается белым пятном во всей этой истории. По официальным данным, Есиповский летел на легком Bell-427 американского производства. Сергей Сокол вскоре после крушения заявил журналистам, что вертолет был "новый, в хорошем состоянии, официально зарегистрирован, технически по нему не было вопросов".
Вместе с тем Сокол признал, что этот вертолет был зарегистрирован на частное лицо, а Есиповский пользовался им несколько раз по договоренности. Однако сайт "БАБР.RU" выяснил, что вертолет мог принадлежать лично губернатору, причем купил он его якобы за два дня до катастрофы. Эти сведения говорят не в пользу официальной версии о рабочей поездке губернатора - вряд ли чиновник стал бы использовать личный транспорт для этих целей.
Более того, сама модель вертолета вызвала у иркутских журналистов вопросы. Они обратили внимание на то, что бортовой номер разбившегося воздушного судна, который отчетливо читается на фотографиях с места происшествия, принадлежит вертолету Bell-407, то есть совершенно другой машине. По данным СМИ, этот вертолет не был новым - незадолго до того, как попасть к губернатору, он был отремонтирован в Германии. Кроме того, технические характеристики этого вертолета немного отличаются от Bell-427 - им должны управлять не один, а два пилота.
Так или иначе, окончательные выводы о причинах происшествия сделает следствие - СКП РФ уже возбудил по факту гибели четырех человек уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности движения эксплуатации воздушного транспорта".
Вскоре после катастрофы в руководстве области произошли ожидаемые изменения - погибшего Есиповского на посту губернатора сменил Сергей Сокол. Кроме того, началась процедура подготовки похорон губернатора - сообщается, что его тело будет предано земле в Москве. Неизвестно, с чем связано такое решение - дело в том, что Есиповский, возглавлявший Иркутскую область с 2008 года, являлся уроженцем украинского города Днепродзержинск.
Гибель губернатора стала ударом для Иркутской области. За год, проведенный на посту главы региона, Есиповский успел подружиться с местной элитой (чего не удалось сделать его предшественнику Александру Тишанину) и в какой-то мере понравиться местным жителям. Между тем СМИ отмечали, что Есиповский проигрывал в народной любви своему заместителю Сергею Соколу, более активному и не так тесно связанному с федеральным центром.
Теперь перед президентом РФ Дмитрием Медведевым стоит выбор - либо назначить главой региона совершенно нового человека и заставить область проходить все заново, либо согласиться на пролонгацию полномочий Сокола. В любом случае, Иркутская область, являющаяся стратегически важной для Российской Федерации, не сможет долго оставаться без руководителя.
Пока же на 12 мая в области назначен день траура. В память о погибшем губернаторе и его спутниках будут отменены все развлекательные мероприятия. Есиповский погиб на 50-м году жизни. У него остались жена и двое детей.